Характеристика на ребенка в социально опасном положении

Содержание

Понятие семьи, находящейся в социально-опасном положении

  • — неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
  • — отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.);
  • — отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);
  • — вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
  • — жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);
  • — отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка).

Одним из типичных вариантов поведения в социально неблагополучной семье является оставление без попечения несовершеннолетних и членов семей, не способных к самостоятельному существованию, ”выталкивание” детей на улицу, склонение или побуждение их к асоциальному образу жизни.

Понятие семей, находящихся в социально – опасном положении

Часто эти явления имеют место по причине педагогической несостоятельности родителей: воспитанием занимаются малообразованные, малокультурные люди, унижающие личное достоинство ребенка и других членов семьи, транслирующие уничижительное отношение к людям, не принимающие иную точку зрения и настаивающие на собственном негативном отношении к жизни [Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://centrs.ucoz.ru/load/internet_konferencija/rabota_s_semej_nakhodjashhejsja_v_socialno_opasnom_polozhenii/3-1-0-37].

Можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально – опасном положении, исходя из оснований, отрицательно характеризующих семью [Макаренко, А.С. Книга для родителей. — М.: Книга по требованию, 2022]:

Формы и методы работы с детьми, находящимися в социально опасном положении

  1. Создание и оформление индивидуальной карты (включающей в себя: тип семьи, состав, данные о родителях и детях, жилищно-бытовые условия, признаки неблагополучия семьи, тип семейного воспитания, описание психологического климата, содержание коррекционной работы).
  2. Разработка мероприятий для работы с семьёй и ребёнком. Причем учитываются данные первичной диагностики.
  3. Реализация комплексной деятельности, направленной на достижение поставленной цели.
  • сбор и анализ информации о семейной динамике и средовых факторах, повышающих вероятность жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей;
  • сбор и анализ информации о сильных сторонах семьи и имеющихся ресурсах, позволяющих улучшить уровень функциональности семьи;
  • формулирование конкретных целей и задач работы специалистов в данной семье;
  • выявление услуг, наилучшим образом отвечающих потребностям учащегося и его семьи;
  • анализ эффективности выполнения плана помощи несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении.

Социально опасное положение

Социально опасное положение несовершеннолетнего — в РФ обстановка, представляющая опасность для жизни или здоровья безнадзорного или беспризорного в возрасте до 18 лет, либо не отвечающая требованиям к воспитанию или содержанию несовершеннолетнего, либо совершение несовершеннолетним … Энциклопедия права

Социально опасное положение семьи — в РФ положение семьи, имеющей детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или)… … Энциклопедия права

Доклад на тему: Социально-психологическая характеристика семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста

Наличие в семье выделенных факторов социального риска не означает того, что в поведении детей возникнут социальные отклонений, а свидетельствуют о большой вероятности этих отклонений, которая увеличивается с ростом факторов социального риска семьи.

Читайте также:  Кредит для малого бизнеса от государства в 2022 году

М.В. Фирсов считает, что группа риска – это социологическое и медицинское понятие, в первую очередь, и уже потом – социально-педагогическое. Как отмечено И.Ф. Дементьевой, группа риска – это собирательное определение, используемое для представителей населения, в наибольшей степени уязвимых к определённым медицинским, социальным обстоятельствам, воздействию окружающей среды. В социально-педагогической практике рассматривается понятие «дети группы риска», «семьи группы риска».

Характеристика семей, находящихся в социально – опасном положении Зуевского района

Основные причины постановки на учет семей, находящихся в социально – опасном положении, является: ненадлежащий уход за детьми и злоупотреблением алкоголем. У 100% родителей, в таких семьях имеются девиации (жестокое обращение с детьми, злоупотребление алкоголем, аморальный образ жизни).

В исследовании я охарактеризую семей зуевского района, находящихся в социально – опасном положении состоящих на учете в «Зуевском комплексном центре социального обслуживания населения по следующим критериям.

Социально-педагогическая деятельность с семьей, находящейся в социально опасном положении, в условиях общеобразовательного учреждения

— экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

— воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

Психологическое сопровождение детей, находящихся в социально опасном положении

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям;

Ваш психолог

  1. консультации;
  2. беседы;
  3. наблюдения;
  4. интервью;
  5. телефон доверия;
  6. почта доверия ( узнать проблему у детей можно по почте доверия, тогда может получиться разговор);
  7. посещение семьи;
  8. метод независимых характеристик ( при необходимости получения наиболее полных Сведений о семье, уровне её духовного развития);
  9. приглашение родителей в школу к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, директору, на совет профилактики, педсовет;
  10. обращение в учреждения по оказанию помощи школе — письма на работу;
  11. обращение а учреждения района: приглашение родителей на комиссию содействия семье и школе, на комиссию по делам несовершеннолетних;
  12. вовлечение в родительские университеты.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов социализации. Её функции трансформируются не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.
Современная семья переживает сложный этап — переход от традиционной модели к новой. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребёнка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надёжным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро изменяющихся условиях современной жизни.
Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации детей, молодёжи и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и даёт возможность разделять с другими трудности и радости жизни.
Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, | то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.
Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время всё яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Исследования показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.
Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня не только родители, но и их помощники — социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность.
Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Во-вторых, семьёй называется социальный институт, который характеризуется устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.
При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.
Выделяются основные функции семьи:

Читайте также:  Многодетной семьей стали в 2022 году какие льготы

Несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении

Ø Построение с детьми доверительных отношений. Для этого специалисту необходимо обеспечить возможность периодически разговаривать с ребенком один на один, выбирая подходящее время и место для разговора. Важно разговаривать с ребенком на равных, не требовать объяснений, слушать безоценочно, делать паузы, давать больше свободы выражения, отдавать инициативу ребенку.

Образовательные организации всех типов и форм собственности выявляют и ведут учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими среднего общего образования.

Работа социального педагога по выявлению детей и семей, находящихся в социально – опасном положении

Дополнительная диагностика может включать: характеристику взаимоотношений в семье; характер взаимоотношений в семье; позицию ребенка в семье; выявление членов семьи, оказывающих на ребенка неблагоприятное влияние; контроль за поведением и учебой школьника; оценка семьи как воспитательного коллектива; характеристику социального неблагополучия семьи и др.

В случае отсутствия положительной динамики, социальный педагог совместно с органами опеки и попечительства готовит материалы в суд для применения к родителям мер в соответствии с гражданским законодательством.

Методические материалы к сборнику «Технологии профилактики социально опасного положения несовершеннолетних в школе»

^ 5. Заключительные положения

  1. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Соглашением, стороны руководствуются действующим законодательством РФ.
  2. Любые изменения и дополнения к настоящему Соглашению действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями сторон.

5.3. Соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.

2.1.1. Выявляет учащихся, находящихся в СОП, своевременно информирует специалиста по выявлению семей и детей, находящихся в социально опасном положении, и сообщает необходимые сведения.

      1. Осуществляет совместную деятельность по разработке и реализации программы реабилитации учащегося, состоящего на учете в регистре КДН и ЗП.
  1. Предоставляет лист реализации ИПР учащихся, находящихся в СОП, ежемесячно участковому специалисту микрорайона сотруднику ГКУ СОН СРЦН, а также своевременно (в течение трех дней) информирует участкового специалиста о невозможности продолжения реабилитационной работы с учащимся, возникших проблемах.
  2. При необходимости принимает участие в консилиумах отделения профилактики безнадзорности ГКУ СОН СРЦН, совещаниях межведомственной рабочей группы специалистов и межведомственных консилиумах Свердловского района г.Перми.
Читайте также:  Виды деятельности попадающие под енвд в 2022 году для ип в спб

2.2. Обязанности КДН и ЗП:

Дети группы риска – актуальная проблема современного детства

Психологическое консультирование как ответ на потребности людей, которые ищут психологическую помощь. Характерные ситуации повышенного риска. Дети «группы риска» и дети, которые пострадали от насилия, оказание им квалифицированной психологической помощи.

Особенности психологического развития детей «группы риска», их характеристика, выявление и психолого-педагогическое сопровождение. Коррекционно-развивающая программа на примере МОУ СОШ № 163 г. Зеленогорска. Диагностическое обследование учащихся.

Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении

Во время нахождения детей и подростков на реабилитации в центрах социального обслуживания (социальных приютах) социальный педагог параллельно работает с семьей по возвращению ребенка в семью или по взятию его под опеку. Для этого специалист осуществляет:
— патронаж семьи;

При выявлении дезадаптированных семей с нарушениями здоровья (инвалидность, хронические заболевания, часто или длительно болеющие члены семьи) социальный педагог вправе предложить, клиенту обратиться в органы здравоохранения, которые направят его для прохождения полного медицинского обследования амбулаторно, либо в условиях стационара, получения лечения, рекомендаций по устройству в реабилитационные центры. При наличии инвалидности клиенту может быть оказана помощь во внеочередном освидетельствовании для переоформления на другую группу (если для этого есть необходимые показатели).

Критерии определения социально опасного положения детей пересматриваются в Беларуси

9 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Беларуси разрабатывается новый документ, который определит критерии социально опасного положения для детей в семьях. Об этом сообщила главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Елена Симакова на пресс-конференции, приуроченной ко Дню матери, передает корреспондент БЕЛТА.

«Мы сейчас заняты разработкой постановления о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении. В этот документ мы пытаемся вложить все основные положения о том, что семья — это институт, который может сам воспитывать детей и должен это делать. Вмешательство возможно только в крайнем случае, когда есть угроза для детей», — сказала Елена Симакова. По ее словам, чем младше ребенок, тем больше для него угроза, «потому что одно дело — оставить без присмотра маленького ребенка, и совсем другое — подростка».-0-

Алгоритм по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

Вариант 2: При выявлении критериев и показателей СОП готовиться информация для рассмотрения вопроса о признании несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении на заседание Совета профилактики (пед.совета) готовятся следующие документы: заключение о целесообразности признания несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении; акт обследования с мотивированным заключением о необходимости признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении; изучение социального окружения (беседы с членами семьи); психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетнего; характеристика классного руководителя (воспитателя); проект индивидуального плана защиты прав и законных интересов, в котором определяются конкретные мероприятия до устранению причин социально опасного положения несовершеннолетнего с указанием конкретных сроков реализации мероприятий и сроков контроля их реализации; плана по защите прав несовершеннолетнего; характеристики из сельисполкома, места работы и др.; результаты диагностики; иные документы, подтверждающие социально опасное положение несовершеннолетнего (протоколы, акты освидетельствования, медицинские справки, показания детей и соседей, информация; сотрудников ИДН и РОВД и др,). На заседание Совета профилактики (пед.совета) обязательно приглашаются родители, в случае их неявки им в трехдневный срок отправляется выписка из Совета профилактики (пед.совета) о признании их ребенка, находящимся в социально опасном положений.

посещения семей учащихся (в начале учебного года, в рамках акций, и др,); по характеристике классного руководителя (анализ участия родителей в жизнедеятельности УО, пропусков занятий, результатам диагностики, и др.); учет и анализ совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними и др. (п.15 Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите 28.07.2022 № 47)

Виктор Юрьевич
Блогер, юрист. Жилищный юрист - отвечаю на вопросы ЖКХ.
Оцените автора
Бесплатная Юридическая Помощь на LAWgrupp.ru