Как всегда советую и консультирую Вас я — Елена Троскина. Раскрываю свой опыт и знания в юридической сфере, мой опыт более 10 лет, это и дает возможность давать верные ответы, на то, что может быть необходимо в различных ситуациях и сейчас рассмотрим — Как определяется размер платы за содержание жилого помещения? Электронный журнал азбука права, 2022. Если в Вашем городе нет профессионалов своего дела, можете написать свой вопрос, по мере обработки отвечу всем. Или еще лучше будет спросить в комментах у постоянных читателей/посетителей, которые ранее сталкивались с таким же вопросом и возможно знают иные способы его решения.
Аttention please, данные могут быть неактуальными в момент прочтения, законы очень быстро обновляются и дополняются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех обновлений.
Современные МКД отличаются от домов, построенных несколько десятилетий тому назад. Сейчас при строительстве и проведении работ по внутренней отделке дома применяются новые технологии и материалы. Например, в современных домах, в том числе в помещениях общего пользования, установлены пластиковые окна взамен деревянных.
ПП РФ от 03.04.2022 N 290 утвердило минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Работы и услуги, включённые в минимальный перечень, нужно обязательно указать в договоре управления многоквартирным домом вместе с их стоимостью.
Законодательство об установлении размера платы
За собственниками помещений закрепилась обязанность утверждать на общем собрании перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, условия их оказания и выполнения и размер финансирования (п. 17 ПП РФ от 13.08.2022 N 491).
Оплата состоит и из платежа за наем жилья. Данная оплата состоит из ремонта, приобретения стройматериалов, поддержания нормального состояния дома. Квитанция проживающим в муниципальных домах людям не содержит строки за капремонт и содержание многоквартирного здания – оплата подобных услуг является финансовым обязательством самой организации.
Все указанные выше услуги доступны жителям согласно их оплате за уход за домом. Но этот перечень не исчерпывающий: на общих встречах проживающие нередко вносят в список дополнения и корректировки. На таких встречах участниками обсуждения являются и представители ЖКХ, которые составляют протокол. После его подписания представителями УК и проживающими протокол юридически вступает в свою силу.
Содержание дома: стандартный перечень работ
- подсвечивание внутридворовых территорий;
- уборка общепользовательских помещений;
- уход за состоянием внутридворовой территории;
- обеспечение оптимальной микроатмосферы внутри жилых помещений;
- соблюдение норм и требований безопасности;
- увоз мусора с примыкающих участков согласно установленному расписанию;
- проведение актуального и капремонта.
🔹 Поддержание порядка в местах общего пользования. УК или ТСЖ обязаны организовывать и ремонтировать освещение общественных мест, например — подъездов. А еще проводить мелкий текущий ремонт: например, окрашивать стены, приклеивать отошедшую плитку, штукатурить трещины и так далее.
Давайте честно: не все УК и ТСЖ полностью соблюдают требования законодательства. Поэтому каждая графа в квитанции может вызывать вопросы у собственников недвижимости. Сегодня разберемся, что входит в содержание жилья в квитанции , нужно ли за это платить и как рассчитывается сумма оплаты.
Коммунальные услуги. Полный перечень, что входит в коммунальные услуги , указан в части 4 Статьи 154. Если кратко, в «коммуналку» входит оплата за горячую и холодную воду, электричество, газ и канализацию, то есть отведение сточных вод.
Что входит в содержание жилья
🔹 Обеспечение вывоза мусора. В содержание дома входит и организация вывоза ТБО, а также транспортировки жидких отходов. Многие собственники платят за это отдельной строкой в квитанции — о том, законно ли это, мы поговорим позднее.
1.1. Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников жилых помещений, которые выбрали способ управления многоквартирным домом (за исключением способа непосредственного управления), но на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения согласно приложению № 1 к настоящему постановлению.
В случае принятия собственниками жилых помещений многоквартирного дома решения об установлении размера платы на их общем собрании, размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, а также для граждан, проживающих в жилых помещениях маневренного фонда, устанавливается равным размеру платы для собственников жилых помещений данного многоквартирного дома, принятому на общем собрании.
Приложение № 1. Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, .
3. В случае неоказания отдельных видов услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме размер платы уменьшается на величину стоимости неоказанной услуги (работы) в соответствии с действующим законодательством.
Приложение № 2. Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договору найма жилого помещения в общежитии государственного или муниципального жилищного фонда и в многоквартирных домах, ранее имевших статус общежития
2. Размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения устанавливается администрацией города Нижнего Новгорода в соответствии с пунктом 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2022 № 491, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Порядок изменения и расторжения договора управления многоквартирным домом предусмотрен пунктом 1 статьи 310, пунктом 1 статьи 432, статьями 450 — 453 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2022 N 491 (далее — Правила), расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Обзор документа
Согласно частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Свою просьбу он обосновал тем, решение органа местного самоуправления противоречит ст. 156 Жилищного кодекса РФ, а также пунктам 29 и 31 Правил содержания общего имущества N 491. Противоречие виделось в том, что тарифы не были экономически обоснованными, а также отсутствовала их дифференциация в зависимости от конструктивных и технических характеристик, степени благоустройства многоквартирного дома и перечня инженерного оборудования, входящего в состав общедомового имущества. Также, по мнению жителя, муниципалитет неправильно определил величину индекса, на который увеличивался размер платы.
Претензии к муниципальному тарифу
Суд также отметил, что федеральный законодатель конкретной методики для определения платы не установил, но предусмотрел, что муниципалитет должен учитывать рекомендации Минстроя РФ. Такие методические рекомендации содержатся в приказе Минстроя РФ от 06.04.2022 г. N 213/пр.
Суды признали решение муниципального органа законным
Суд посчитал правомерным применение индексации в размере 4,3%, установленной на основании выполненного Минэкономразвития России прогноза социально-экономического развития. Житель хотел применять те индексы, которые установлены для коммунальных услуг, а не для содержания жилья.
Из представленных норм следует, что именно ТСЖ устанавливает размер платы за содержание жилых помещений для всех собственников помещений многоквартирного дома (далее — МКД), независимо от того, являются ли указанные собственники членами ТСЖ или не являются. Однако, ТСЖ является юридическим лицом, поэтому важно рассмотреть вопрос, а кто же конкретно в составе этого юридического лица (какие органы или физические лица) устанавливает размер платы за содержание.
Кто устанавливает размер платы при управлении домом ТСЖ?
В случае управления домом управляющей организацией такая УО действует на основании договора управления. В соответствии с частью 2 статьи 162 «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность».
Кто устанавливает размер платы при управлении домом УО?
Часть 4 статьи 161 ЖК РФ подтверждает необходимость проведения конкурса по отбору УО, если собственники помещений не выбрали или не реализовали способ управления: «Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано». Важно отметить, что если собственники на общем собрании выбрали УО, но не установили размер платы за содержание (например, не смогли договориться о таком размере), то решение о выборе способа управления считается нереализованным. Утверждение условий договора без одного из существенных условий (размер платы за содержание) невозможно, а если условия договора управления не утверждены, то такой договор не может быть заключен. В случае если собственники выбрали УО, но не заключили с ней договор управления, решение о выборе способа управления не реализовано.
- содержание и ремонт инженерных коммуникаций, обеспечивающих дом водой, газом, отоплением и электричеством;
- ресурсы, затрачиваемые на обслуживание общих помещений;
- оплата труда подрядных организаций и сотрудников УК;
- содержание информационных баз данных и иных вспомогательных систем, обеспечивающих хранение и систематизацию данных о проведенных работах;
- поддержание общих помещений и придомового участка в надлежащем санитарном состоянии.
Что входит в квартплату
Собственники и наниматели жилых помещений должны вносить оплату не только за потребляемые ресурсы, но и за содержание и ремонт общедомового имущества. Размер оплаты зависит от тарифа, способы определения которого зависят от способа управления домом, особенностью его архитектуры и нормативов потребления коммунальных услуг в регионе.
Законодательное регулирование
- Сотрудники УК разрабатывают базовый тариф с учетом расходов за прошедший период и особенностей конструкции зданий.
- Собственники помещений на общем собрании утверждают предложенный тариф.
- Сотрудники УК направляют в региональный жилищный департамент заявление на утверждение тарифа.
- В жилищном департаменте рассматривают утвержденный тариф, при необходимости корректируют и утверждают его.
Наиболее популярны у пользователей системы КонсультантПлюс материалы электронного журнала «Азбука права». Они адресованы самому широкому кругу читателей, подготовлены экспертами и содержат консультации и советы, что делать в той или иной ситуации, куда обращаться, какие формы документов заполнять и т.п.
- раздел «Финансовые и кадровые консультации» (банк «Бухгалтерская пресса и книги»);
- раздел «Комментарии законодательства» (банк «Юридическая пресса»);
- раздел «Консультации для бюджетных организаций» (банк «Пресса и книги (бюджетные организации)»).
Что делать, если… Ответы на житейские вопросы
На вопросы даны простые емкие ответы, прописан порядок действий, есть ссылки на законодательство. Из консультаций вы узнаете о сроках решения того или иного вопроса, о возможных проблемах и рисках, которые могут возникнуть при решении (например, при получении кредита), важных нюансах. В материале вы найдете и другую полезную информацию: ссылки на сайты госорганов, формы документов. Таким образом, изучив порядок действий, можно сразу же приступать к делу.