Гит выдал предписание о проведении внеплановой спецоценки

Гит выдал предписание о проведении внеплановой спецоценки

– Специальная оценка условий труда пришла на смену аттестации рабочих мест. Если раньше инспекции труда ежегодно выявляли примерно 15 000 нарушений, то в первый год реализации Закона – в 2022 г. – было выявлено свыше 23 000, а в первом полугодии 2022 г. – более 11 000 нарушений. Это нарушения как со стороны работодателей, так и со стороны организаций, оказывающих услуги по проведению специальной оценки.

Если проверку провела оценивающая организация, которая не соответствует требованиям закона, результаты спецоценки могут быть признаны недействительными и работодателю придется проводить повторную, внеплановую спецоценку.

О — нарушениях при — спецоценке

И.И. Шкловец: С результатами спецоценки могут быть не согласны работодатель либо работники или их представители. В таких случаях для проверки качества результатов спецоценки можно провести госэкспертизу. Она проводится только в отношении конкретных рабочих мест. Если заявитель — работник, экспертиза проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте.

Что касается второй группы, откладывание процедур спецоценки на последний момент может привести к тому, что в условиях ажиотажного спроса и загруженности экспертов и специализированных организаций они просто не смогут воспользоваться правом поэтапного проведения спецоценки и вообще не успеют ее провести к установленному законом сроку, то есть нарушат закон.

Как Оформить Отсутствие Оснований Для Проведения Внеплановой Специальной Оценки Условий Труда

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2022 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

При этом согласно статье 27 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные периоды, но к Вашей организации отнести данное положение не имеется возможным так как организация вновь созданная и предыдущих аттестаций либо оценки на рабочих местах не проводилось

Проведение внеплановой специальной оценки условий труда

Существует и особая, внеплановая специальная оценка условий труда (ВСОУТ). По сути, она тоже представляет собой опознание негативных факторов на рабочих местах, но у этой процедуры существуют свои особые основания: появление в штате новых должностей, переход на иной технологический процесс, использование новых материалов, выявление причин несчастных случаев. Более подробно основания для проведения ВСОУТ мы рассмотрим ниже.

  • появились новые РМ;
  • получено предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными нарушениями требований Закона «О специальной оценке условий труда» или государственных нормативных требований охраны труда, предусмотренных статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • запущено новое производственное оборудование;
  • внедрен новый технологический процесс;
  • начали применяться новые материалы или сырье;
  • обновили средства индивидуальной защиты;
  • случился несчастный случай (не по вине третьих лиц);
  • у сотрудника было обнаружено профессиональное заболевание;
  • с предложением о ВСОУТ выступил профсоюз;
  • трудовая инспекция выдала предписание на проведение ВСОУТ.

Специальная оценка условий труда: ошибки работодателей

Если работник принимается на вновь организованное рабочее место, на котором оценка условий труда ранее не проводилась, то до ее проведения в трудовом договоре с лицом, принимаемым на такое рабочее место, могут быть указаны его общие характеристики (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним).

Читайте также:  Киров выплаты матерям одиночкам

Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2022.

Сроки специальной оценки условий труда

Штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2022 году — это мера воздействия на работодателей, которые не исследовали производственные факторы, влияющие на работников. Санкции последуют для должностных и юридических лиц.

Специальная оценка условий труда — это обязательная для всех видов предприятий любой специфики деятельности процедура. Однако возникают вопросы о ее проведении в офисе, ведь вредных факторов тут, кажется, нет. Что из условий учитывается и как проходит спецоценка у офисного персонала? Как ее организовать и как оформить все необходимые документы, чтобы не попасть на штраф? Тем более, что в ГИТ уже готовы проводить внеплановые рейды в поисках тех, кто вовремя не провел СОУТ.

Гит выдал предписание о проведении внеплановой спецоценки

Как проводить спецоценку, если организация оказывает услуги по ремонту и обслуживанию электрооборудования на территории другого предприятия? Рабочее место нашего сотрудника, который оформлен у нас по трудовому договору, находится на территории другого предприятия.

  • создание нового предприятия;
  • введение в штатное расписание новой должности либо изменение структуры штатного расписания;
  • фактическое появление нового рабочего места, когда организация находится по прежнему адресу;
  • переезд организации на новое место;
  • перемещение сотрудников в другое помещение по тому же адресу;
  • реорганизация предприятия путем выделения, разделения, слияния или присоединения;
  • создание филиала или представительства.

Гит выдал предписание о проведении внеплановой спецоценки

Прежде всего отметим, что ни Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), ни Федеральный закон от 28.12.2022 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ), ни иные нормативные правовые акты в сфере охраны труда и оценки условий труда работников не содержат норм, которые позволяли бы вносить какие бы то ни было изменения в документы, оформляющие результаты специальной оценки условий труда (далее — СОУТ), и, соответственно, не включают в себя положения, регламентирующие порядок внесения таких изменений.
Принимая во внимание, что карты СОУТ и сводная ведомость СОУТ являются составными частями отчета о проведении СОУТ (п. 3 и п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона N 426-ФЗ), можно сделать вывод, что возможность внесения изменений в такие документы законодательством не предусмотрена, в том числе и в случаях, когда данные изменения касаются исправления очевидно ошибочных сведений о видах гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику, трудящемуся на определенном рабочем месте, в соответствии с установленным по этому рабочему месту классом вредности.
Таким образом, очевидным является вывод о том, что для исправления допущенных ошибок необходимо проведение повторной СОУТ в отношении соответствующего рабочего места с оформлением вновь всей необходимой документации.
Для этого, в первую очередь, следует установить наличие допущенных при проведении предыдущей СОУТ нарушений. В связи с этим отметим, что предписание государственного инспектора труда само по себе не упомянуто в законодательстве в качестве документа, устанавливающего несоответствие качества проведенной СОУТ требованиям законодательства. Положения ч. 1 ст. 24 Закона N 426-ФЗ указывают на то, что оценка качества СОУТ осуществляется путем проведения экспертизы, выполняемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной ТК РФ.
Такая экспертиза может осуществляться как непосредственно по заявлению работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, поданных в орган, проводящий экспертизу, так и по представлениям территориальных органов Роструда, которые могут быть вынесены в ходе мероприятий по государственному контролю, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда (ч. 2 ст. 24 Закона N 426-ФЗ).
Иными словами, работник, выполняющий работу на соответствующем рабочем месте, представительный орган работников или работодатель могут самостоятельно заказать проведение такой экспертизы, либо обратиться с жалобой на допущенные при проведении СОУТ нарушения в территориальные органы Роструда, которые, в свою очередь, могут вынести представление о проведении экспертизы.
При этом в первом случае экспертиза проводится за счет средств заявителя, а во втором — бесплатно (п. 5 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом Минтруда РФ от 12.08.2022 N 549н). Однако следует помнить, что по смыслу ч. 2 ст. 24 Закона N 426-ФЗ назначение экспертизы качества проведения СОУТ по представлению Роструда является правом, но не обязанностью этого органа. Поэтому получение результатов такой экспертизы при использовании указанного способа не является гарантированным.
Помимо этого, в силу ч. 2 ст. 26 Закона N 426-ФЗ работодатель, работник или представительный орган работников вправе обжаловать результаты СОУТ в судебном порядке, в том числе потребовать признать их недействительными в соответствующей части*(1).
Поскольку СОУТ выполняется на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем с уполномоченной на проведение СОУТ организацией (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ), который по своей сути представляет собой договор возмездного оказания услуг (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.11.2022 N Ф10-4961/17), то доказательства, подтверждающие некачественное проведение СОУТ, являются основанием для предъявления работодателем к такой организации требований, предусмотренных ст. 723 ГК РФ, применяемой к отношениям, вытекающим из договора возмездного оказания услуг, в силу ст. 783 ГК РФ.
В частности, согласно п. 1 ст. 723 ГК РФ работодатель может потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанных услуг путем проведения повторной СОУТ в отношении соответствующих рабочих мест, соразмерного уменьшения цены договора или, если возможность устранения недостатков заказчиком предусмотрена условиями договора, возмещения своих расходов на проведение СОУТ с привлечением другой организации. При неудовлетворении указанных требований работодатель вправе отказаться от исполнения договора в соответствующей части и потребовать возмещения причиненных убытков (п. 2 ст. 723 ГК РФ).
Отказ от добровольного удовлетворения организацией, проводившей СОУТ, вышеуказанных требований работодателя является основанием для обращения в суд с исковым заявлением о понуждении к совершению соответствующих действий.

Читайте также:  Передача ос в безвозмездное пользование с обратным возвратом

————————————————————————-
*(1) В качестве примера судебных решений, вынесенных по исковым заявлениям работников с соответствующими требованиями, могут служить решение Людиновского районного суда Калужской области от 27.04.2022 по делу N 2-279/2022, решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 30.03.2022 по делу N 2-998/2022, решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26.07.2022 по делу N 2-1548/2022 и другие. К сожалению, аналогичных судебных актов, вынесенных по исковым заявлениям, в которых истцами являлись бы работодатель или представительный орган работников, нам обнаружить не удалось.

Внеплановая СОУТ

3. При проведении СОУТ эксперты выявляют имеющиеся на рабочих местах факторы производственной среды и трудового процесса, источники вредных и опасных факторов и описывают их. При обнаружении вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте, проводятся их замеры, которые по ходу процесса документируются. Результаты измерений включаются в декларацию соответствия гос.нормативам охраны труда. Соответственно, если хотя бы один из описанных факторов (инструмент, оборудование, материал, средство индивидуальной защиты и т.п.) подвергся изменению, то декларация утрачивает силу. Требуется проведение внеплановой СОУТ.

  • если несчастный случай произошел не на своем рабочем месте, то СОУТ не проводится;
  • если несчастный случай произошел на рабочем месте, имеющем СОУТ, то декларация с результатами оценки прекращает свое действие, требуется проведение внеплановой СОУТ;
  • если несчастный случай произошел по вине третьих лиц, СОУТ не проводится.

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда

Однако, если истек срок действия результатов последней аттестации, по итогам которой условия труда на рабочих местах были признаны вредными и (или) опасными, спецоценку условий труда на таких рабочих местах необходимо провести безотлагательно.

В Законе N 426-ФЗ нет прямого указания на срок проведения спецоценки в отношении таких рабочих мест. Полагаем, что она может быть проведена поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2022 г. Данный вывод следует из анализа ч. 6 ст. 27, ч. 1 ст. 28 Закона N 426-ФЗ. Аналогичного мнения придерживается Минтруд России в письме от 20.10.2022 N 15-1/ООГ-5597 и суды (см., например, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.11.2022 по делу N 11-11698/2022).

Читайте также:  Пособие Ветеранам Боевых Действий В 2022 Году Сумма

Нарушения при проведении СОУТ

Государственной инспекцией труда в Самарской области по ре­зультатам проверки предприятия «Завод приборных подшипников» было выдано предписание о прове­дении внеплановой СОУТ на отдель­ных рабочих местах, на которых измерения факторов производствен­ной среды производились с нару­шениями. Предписание исполнено, проведена внеплановая СОУТ на 13 рабочих местах. Было также вынесено предписание об отмене решения работодателя, отменяющего предоставление гарантий и компенсаций работникам по результатам СОУТ.

Роструд и его территориальные органы – государственные инспекции труда – с 2022 г. приступили к осуществлению государственного контроля за соблюдением обязательных требований Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Особенностью данного контроля является то, что он осуществляется в отношении не только работодателей, но и организаций, уполномоченных в установленном порядке на проведение специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения специальной оценки условий труда

Периодичность проведения специальной оценки условий труда (далее по тексту — СОУТ) зависит от многих факторов. Для того чтобы разобраться, какой нормативной документацией следует руководствоваться при проведении оценки, в какие сроки необходимо проводить плановую СОУТ, а также в каких случаях необходима внеплановая проверка, советуем изучить нашу статью.

  • при введении новых рабочих мест;
  • получении предписания от госинспекции по труду о проведении внеплановой проверки из-за выявления в ходе проведения мероприятий госнадзора нарушений норм охраны труда (далее — ОТ);
  • выявлении факторов, которые могут повысить уровень опасности для жизни и здоровья работников, занятых на производстве (например, при замене оборудования или изменении технологии);
  • изменении состава используемых на производстве материалов, что может привести к изменению безопасных трудовых условий;
  • замене средств защиты (индивидуальной, коллективной), что может повлиять на рост уровня воздействия вредных факторов на сотрудников;
  • обнаружении профзаболеваний у сотрудников, вызванных воздействием вредных факторов на месте работы;
  • несчастном случае на месте выполнения трудовых обязанностей;
  • поступлении мотивированного требования профсоюзного органа о проведении внеплановой СОУТ.

Внеплановая специальная оценка условий труда

Федеральный закон №136 от 01.05.2022 г. внес уточнения в порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) в части подачи декларации соответствия по условиям труда на рабочих местах, а также проведения внеплановой спецоценки. Теперь декларированию подлежат все рабочие места, которым присвоен оптимальный и допустимый классы условий труда или, согласно номенклатуре Закона, «класс 1» и «класс 2».

Что значит: с момента наступления данных условий, работодатель обязан предоставить результаты спецоценки в Госинспекцию труда не позднее 12 месяцев. При отсутствии результатов в срок, инспектор имеет законное право наложить на работодателя штрафные санкции по статье 5.27.1 КоАП РФ.

Периодичность проведения СОУТ

Суды по-разному оценивают это требование и порой выносят разноречивые постановления. Случается, что штрафы за упущенные сроки проведения СОУТ достигают двухсот тысяч рублей. Чтобы избежать финансовых потерь, работодателю нужно ясно понимать, с какой периодичностью проводится СОУТ, чем отличаются первичная и последующие проверки, каков срок действия СОУТ и проч.

Специальная оценка условий труда – процедура, безусловно, обязательная для каждого работодателя в России. Однако четкого регламента ее проведения до сих пор не существует. И, хотя порядок СОУТ оформлен на официальном уровне, в нем есть довольно либеральные тезисы. Например, сроки проведения соут в организации. Как следует из п.6 ст.27 Закона «О специальной оценке условий труда», проверку некоторых мест разрешено проводить поэтапно, главное – завершить ее до конца декабря 2022 года.

Периодичность проведения СОУТ

Новосозданные организации должны пройти первую процедуру в течение 6-ти месяцев со дня своей регистрации. В последствии, новые компании как и остальные организации обязаны проходить плановую проверку с интервалом 5 лет. Новый срок отсчитывается от даты проведения предыдущей оценки.

Сроки специальной оценки условий труда регламентированы ч. 4 ст. 8 закона «О Специальной оценке условий труда» от 28.12.2022 № 426-ФЗ. Этот нормативный документ определяет три вида СОУТ – плановый, внеплановый и для новых организаций.

Виктор Юрьевич
Блогер, юрист. Жилищный юрист - отвечаю на вопросы ЖКХ.
Оцените автора
Бесплатная Юридическая Помощь на LAWgrupp.ru