Акт о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда

Содержание

Примерная форма протокола заседания комиссии по проведению специальной оценки условий труда о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда (подготовлено экспертами компании — Гарант — )

Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2022 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 ноября 2022 г. N 15-1/ООГ-3919

Решение, принятое и объявленное по данному вопросу повестки дня: в связи с тем, что [ вписать нужное, например, реорганизация (наименование организации) в форме (указать форму проведенной реорганизации) ] не повлекла за собой оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2022 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», внеплановую специальную оценку условий труда не проводить.

Внеплановая Специальная Оценка Условий Труда! Минтруд Разъясняет

Приветствую, уважаемые друзья! Какая она, внеплановая специальная оценка условий труда в случаях реорганизации работодателя? В каких случаях проводится внеплановая СОУТ? На эти вопросы даёт разъяснения батюшка-Минтруд.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2022 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда на указанных рабочих местах.

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда

С момента, когда Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (№ 426-ФЗ) вступил в силу, в стране появилась новая процедура – СОУТ. Это совокупность мероприятий по отождествлению опасных факторов и оценке уровня воздействия их на работника, осуществляемых последовательно.

  • Предоставить работнику все необходимые средства защиты для безопасного труда.
  • Обеспечить сотрудникам на законном основании компенсации, льготы и социальные гарантии.
  • Организовать медицинские осмотры (предварительные и периодические).
  • Рассчитать дополнительный тариф взносов для перечислений в Пенсионный фонд.
  • При оформлении страхового полиса на предприятии добавить скидку (надбавку).
  • Готовить статистическую отчетность об условиях труда.

Должна ли быть аттестована комиссия, которая принимает решение о не проведении внеплановой спецоценки

Переименование должности сотрудника при сохранении текущих условий труда не является основанием для проведения внеплановой спецоценки (ст. 17 Закона от 28 декабря 2022 г. № 426-ФЗ). Например, была должность «специалист по работе с клиентами», а стала «специалист по работе с клиентами 2-й категории», обязанности остались те же. Проводить спецоценку не нужно.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Акт о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда

Одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ).

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Федеральным законом от 28.12.2022 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ), согласно которому специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Читайте также:  В 2022 год оплата за оид водоотведение правомерность

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями –физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 1, 3 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ).

Приказ о проведении СОУТ

Комплекс мероприятий, которые проводятся работодателем совместно с экспертами организации, проводящей идентификацию и классификацию условий труда сотрудников, определяется приказом о проведении специальной оценки условий труда (СОУТ).

  1. Создает комиссию по спецоценке.
  2. Определяет сроки ее работы, права и обязанности председателя и членов комиссии.
  3. Утверждает график проведения спецоценки.
  4. Назначает ответственных за порядок взаимодействия и работы с экспертами организации, которые непосредственно проводят замеры и классифицируют результаты.
  5. Устанавливает порядок ознакомления работников с результатами СОУТ.
  6. Определяет перечень мероприятий, направленных на улучшения условий труда по итогам спецоценки.

Проведение внеплановой специальной оценки условий труда

  • получения от государственного трудинспектора особого предписания;
  • организации ранее не существовавших рабочих мест;
  • смены оборудования (хода рабочего процесса) или производственных материалов на уже существующих местах;
  • изменения состава и качества СИЗ;
  • несчастного случая на том или ином рабочем месте или подтвержденного профзаболевания по причине влияния вредных производственных факторов;
  • наличия обоснованных предложений профсоюзной организации.

В том случае, если произошла реорганизация работодателя (даже если она сопровождается изменением штатного расписания, состава и названия подразделений, переименованием рабочих мест и должностей), не сопровождающаяся вышеуказанными изменениями, то проведение внеплановой СОУТ не обязательно. Решение о непроведении СОУТ должно быть оформлено протоколом и подписано комиссией работодателя.

Ответственность работодателя за нарушения порядка СОУТ

Довод о том, что СОУТ можно проводить поэтапно и завершить не позднее 31 декабря 2022 года признан судом как неверное толкование норм права — работодатель оштрафован по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ за не проведение СОУТ на всех рабочих местах.

Статья 5.27.1 часть 2 КоАП РФ за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение предусматривает для

Внеплановая специальная оценка условий труда

ВАЖНО: при смене имени, фамилии, отчества работодателя – индивидуального предпринимателя, при реорганизации компании – юридического лица или смены наименования рабочего места, не повлекших за собой изменение, к примеру, технологического процесса, внеплановая СОУТ может не проводиться. Данное решение может приниматься только комиссией по спецоценке и должно быть зафиксировано соответствующим протоколом заседания.

Федеральный закон №136 от 01.05.2022 г. внес уточнения в порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) в части подачи декларации соответствия по условиям труда на рабочих местах, а также проведения внеплановой спецоценки. Теперь декларированию подлежат все рабочие места, которым присвоен оптимальный и допустимый классы условий труда или, согласно номенклатуре Закона, «класс 1» и «класс 2».

Пример протокола о непроведении соут

К слову о пунктах 3 — 5 и 7 части 1 статьи 17: 3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;…7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда. Для оформления такого решения вам понадобятся два локальных документа.

Читайте также:  Сколько пенсия у инвалидов 3 группы в 2022 году

Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда (должность) (подпись) Ф.И.О. (дата) Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда: (должность) (подпись) Ф.И.О. (дата) (должность) (подпись) Ф.И.О.

Комиссия по специальной оценке условий труда

Таким образом, до оценки комиссия определяет, какие места будут анализироваться во время СОУТ, следит за соответствием действий экспертов нормам. После завершения процесса СОУТ, комиссия утверждает результаты и принимает решение об их дальнейшем использовании.

С учётом требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона РФ от 28 декабря 2022 г. № 426 — ФЗ «О специальной оценке условий труда», создается комиссия по специальной оценке условий труда. Комиссия по специальной оценке условий труда назначается работодателем до начала проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Основные функции, которые она несет, это организация и проведение СОУТ совместно с аккредитованной организацией. Участие комиссии в процессе проведения спецоценки ограничивается организаторской и наблюдательной ролью, оценочную деятельность осуществляет экспертная организация, привлекаемая для проведения спецоценки.

Внеплановая СОУТ

3. При проведении СОУТ эксперты выявляют имеющиеся на рабочих местах факторы производственной среды и трудового процесса, источники вредных и опасных факторов и описывают их. При обнаружении вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте, проводятся их замеры, которые по ходу процесса документируются. Результаты измерений включаются в декларацию соответствия гос.нормативам охраны труда. Соответственно, если хотя бы один из описанных факторов (инструмент, оборудование, материал, средство индивидуальной защиты и т.п.) подвергся изменению, то декларация утрачивает силу. Требуется проведение внеплановой СОУТ.

  • если несчастный случай произошел не на своем рабочем месте, то СОУТ не проводится;
  • если несчастный случай произошел на рабочем месте, имеющем СОУТ, то декларация с результатами оценки прекращает свое действие, требуется проведение внеплановой СОУТ;
  • если несчастный случай произошел по вине третьих лиц, СОУТ не проводится.

Для кого не проводят СОУТ оценку условий труда работников

До этого времени штраф грозит только предприятиям. Которые инспекция труда в 2022 году проверит по плану или вне плана. Сейчас Роструд готовит проекты НПА. Которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.

Согласно пункта 3 статьи 3 «Специальная оценка условий труда» закона 426-ФЗ «Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. В связи с этим, в отношении условий труда надомных работников и дистанционных работников специальная оценка условий труда не проводится .

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда

Ответ: С 01.01.2022 вновь созданной организации в отношении рабочих мест, организованных при ее создании, необходимо обеспечить проведение специальной оценки условий труда в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию данных рабочих мест.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2022 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Как следует из п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.
Исходя из ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом N 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В силу ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ установлено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в таком случае, как ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Частью 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ предусмотрено, что внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в ч. 1 данной статьи случаев.
На основании ч. 1 ст. 28 Закона N 426-ФЗ данный Закон вступает в силу с 01.01.2022.
В связи с принятием Закона N 426-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в частности в Трудовой кодекс РФ, внесены изменения Федеральным законом от 28.12.2022 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», вступающие в силу также с 01.01.2022 (ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 421-ФЗ).
Часть 12 ст. 209 ТК РФ признана утратившей силу, а ч. 2 ст. 212 ТК РФ устанавливает, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Исходя из изложенного с 01.01.2022 вместо аттестации рабочих мест по условиям труда введена специальная оценка условий труда. При этом новый порядок предусматривает, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, за исключением указанных в Законе N 426-ФЗ специальных случаев. Одним из таких случаев является ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Представляется, что под данным случаем понимается и ситуация, когда организация только создана и в эксплуатацию все рабочие места вводятся первый раз.
Следовательно, с 01.01.2022 вновь созданной организации в отношении рабочих мест, организованных при ее создании, необходимо обеспечить проведение специальной оценки условий труда в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию данных рабочих мест.

Читайте также:  Губернаторская помощь 100 тысяч рублей на что можно потратить

Проведение специальной оценки условий труда

К ответственности за нарушения в области СОУТ могут привлечь как саму организацию, допустившую проступок, так и её должностных лиц (руководителя, специалиста по охране труда или иное лицо, на которое в силу должности или приказа директора возложена ответственность по проведению СОУТ). Причём применение наказания к юридическому лицу может быть произведено одновременно с привлечением к административной ответственности ответственных сотрудников, что исходит из анализа ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.

С отчётом должны быть в следующие 30 календарных дней ознакомлены все сотрудники, чьи рабочие места были проверены в ходе СОУТ. Если работник не согласен с результатами, он вправе затребовать госэкспертизу в отношении своего рабочего места. Если итоги СОУТ не устраивают организацию-нанимателя, он может подать заявление в Министерство труда и соцзащиты, обжаловать необоснованные или неточные результаты проверки и провести повторную спецоценку.

Виктор Юрьевич
Блогер, юрист. Жилищный юрист - отвечаю на вопросы ЖКХ.
Оцените автора
Бесплатная Юридическая Помощь на LAWgrupp.ru