Готовая характеристика социального педагога с центра социальной помощи семье и детям соп

Содержание

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОП

В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.

Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

Карта семьи СОП

Получение разного вида социальной помощи с указанием даты, вида и размера:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • содействие преодолению конфликтных ситуаций в семье;
  • проведение педагогически целесообразной коррекции с целью создания положительного микроклимата в семье;
  • защита прав детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;
  • создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

Профилактическая работа по преодолению асоциального поведения подростков из семей категории СОП

Анализ экономических и психологических причин, вызывающих дисфункцию семейных отношений. Основные задачи Центра социальной помощи семье и детям имени Беланова города Мценска. Особенности социально-педагогической работы с детьми из многодетных семей.

Теоретические аспекты социально-правовой помощи детям из неблагополучных семей. Государственная социальная политика в интересах детей. Анализ технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей.

Государственное областное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Мурманский центр социальной помощи семье и детям

Для комплексной эффективной организации процесса работы с семьями в социально опасном положении необходимо содержательно определить этапы технологического процесса и их ожидаемые результаты.
Начальным этапом реализации технологии социальной работы с данной категорией семей, можно считать первичные профилактические мероприятия с семьями «группы потенциального риска». Данное понятие включает в себя следующие категории семей:
-внешне благополучные, но подвергшиеся влиянию одного из «рисковых факторов» (потеря одного из родителей, резкое изменение уровня благосостояния…). В данную группу можно отнести беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавших от несчастных случаев (пожар, кража);
-семьи с неопределенным социогенезом. В данном случае специалисты имеют дело с семьями, о которых ничего не известно — история развития, взаимоотношения между членами семьи, семейные традиции. В эту категорию можно отнести семьи вновь приехавших в район будущих родителей (определение через женскую консультацию), с детьми дошкольного возраста (дошкольные учреждения), с детьми школьного возраста (образовательные учреждения);
— семьи, состоящие на учете в качестве «семей группы риска». В данном случае объектом профилактики являются дети и подростки, воспитывающиеся в семье. Профилактическое воздействие направлено на них в качестве потенциальных родителей, супругов. Необходимо отметить, что работа с детьми осуществляется в основном вне семейного окружения (в школе, специализированных учреждениях для несовершеннолетних). Параллельно ведется коррекционная работа с родителями и иными членами семьи.
В качестве отдельной категории необходимо рассматривать:
-семьи благополучные, в которых воспитываются дети школьного возраста. Определение их в отдельную категорию обусловлено резкостью динамики социального окружения детей (новые сверстники, новые идеалы и ценности), появлению новых факторов риска (реклама алкоголя, курения). Все это способствует изменению личностного развития детей и подростков, смене поведения, причем в большинстве случаев родители могут лишь незначительно повлиять на данный негативный процесс.
-семьи, состоящие на учете в качестве «семей группы риска», когда в качестве объекта социальной работы необходимо рассматривать родителей, ближайших родственников. В качестве технологий социальной работы в данном случае используется не профилактика, а коррекция, терапия и посредничество.
На данном технологическом этапе для эффективной организации работы с семьями вышеперечисленных категорий необходимо четкое определение структуры технологического процесса социальной работы, субъектов взаимодействия и ожидаемых результатов.
Следующий этап реализации технологии социальной работы с семьями «группы риска» — вмешательство в кризисную ситуацию. Содержание работы определяется кризисными условиями, в которых оказалась семья — сложностью проблемы, протяженностью временного периода, отношением членов семьи к происходящему.
Задача «кризисного вмешательства»- это в первую очередь, смягчение воздействия стрессовых событий путем оказания экстренной помощи (психологической, материальной, содействие в получении льгот, оздоровлении детей). При этом необходимо отметить, что в этой ситуации главное — не оказание единоразовой помощи, а мобилизация усилий членов семьи на преодоление кризиса в процессе незамедлительного воздействия. Р. Рапопорт (1970) определяет следующие «подцели» «кризисного вмешательства» в семью:

Читайте также:  Выделить основные обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда

В случаях, когда семья находится в «коллективном кризисе» из-за нарушения исполнения своей роли одним из ее членов (например, неисполнение родительских обязанностей матерью или отцом) и когда поведение одного из ее членов является травмирующим событием, нарушающим нормальное течение семейной жизни (аморальное поведение, алкогольная или наркотическая зависимость), вмешательство должно включать оценку сильных и слабых сторон семейной системы, ее способности к изменениям и заинтересованности в них, ее ресурсов, возможностей специалистов.
Именно определение форм и методов работы с семьей на различных стадиях развития проблемной ситуации позволяет интегрировать формы и методы социальной работы в рамках ситуативного подхода и обеспечить эффективность их реализации.
Технологическая основа организации работы с семьями «категории группы риска» предполагает определение наиболее актуальных социальных проблем в данной области. Выявление «проблемных зон» необходимо для четкого определения степени развития риска территориальной единицы (села, района, поселка), актуальности социального запроса, определения форм и методов работы.
В соответствии с анализом ситуации риска, были определены следующие «проблемные зоны» в работе с семьями:

Методика работы социального педагога с семьями в — Методика работы социального педагога с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Для работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, социальный
педагог формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:
1. Титульный лист (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи,
место работы родителей, Ф.И.О. всех детей, дата рождения, занятость детей).
2. Основание постановки на учет (Постановление КДН и ЗП о признании семьи,
находящейся в социально опасном положении).
3. Акт обследования условий проживания семьи.
4. Индивидуальный межведомственный план профилактической работы с семьей СОП,
в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного
положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий,
ответственные лица за проведение мероприятий.
5. Характеристика на несовершеннолетнего (их), табель успеваемости и посещаемости.
6. Ежемесячные отчёты о проделанной работе по восстановлению воспитательного
потенциала семьи.
7. Копии запросов, ходатайств, иной информации, свидетельствующей о проведённой
работе с семьей СОП по улучшению ситуации в семье.
8. Индивидуальная работа с родителями и несовершеннолетними (им) (объяснительные,
заявления и т.д.).
9. Результаты исследования семьи и учащихся (егося) (диагностики, анкеты, тесты и т.
д.).
Когда выявлена семья, находящаяся в социально опасном положении, составлен
план работы, начинается непосредственно работа с семьёй.
Непременным условием оказания помощи семье, находящейся в социально
опасном положении, является вовлечение родителей и детей в совместную
деятельность с любым центром и другими организациями для расширения
педагогического поля и воспитательного пространства. Помощь эффективна только в
том случае, если потребность в ней осознанна. Задача социального педагога
мотивировать потребность семьи измениться к лучшему.
Итак, в работе с семьей, находящейся в СОП социальный педагог
использует алгоритм:
1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.

Методика работы социального педагога с семьями,
находящимися в социально опасном положении.
Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально­
психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая
наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие
системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности,
умения общаться, культуры) ­ все эти проблемы остро стоят перед школой и всем
обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы
профильных специалистов ­ социальных педагогов и психологов.
В сферу профессиональных обязанностей социальных педагогов входит работа с
детьми и их родителями.
Это означает, что главной сферой деятельности социального педагога является
социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При
этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в
семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с
детьми, их семьями и цель его деятельности ­ организация профилактической,
социально­значимой деятельности детей и взрослых в социуме.
Социальный педагог в организации своей работы отдает приоритет созданию
здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений,
способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности,
организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает
специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению,
поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет
проблемам защиты ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.
Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает
ему социальную помощь, он должен уметь организовать его обучение, реабилитацию и
адаптацию. Семья является главным институтом социализации, через который ребёнок
усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки,
воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе.
Основные методы работы социального педагога с семьями:




Наблюдение
Убеждение
Беседы
Социометрия
Самым
является метод
наблюдения. Именно он дает социальному педагогу больше всего материала для
распространенным
естественным
и

Читайте также:  Кэк Расходы 2022

Система работы социального педагога с семьей в СОП

Можно выделить следующие показатели: уровень жизни семьи доведён до среднего; восстановлены контакты семьи с её окружением, ребёнок посещает детский сад, школу, училище и т.д.; употребление алкоголя уменьшилось; решены иные специфические для данной семьи проблемы.

Начиная беседу: Надо объяснить, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом. Спросить, согласна ли семья сотрудничать. Помнить, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным. Обязательно проверить, как члены семьи вас поняли и как восприняли. Узнать, каким семья видит ваше сотрудничество. Оценить качество контакта с семьёй. Спокойно выслушать ответы членов семьи, принять их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придётся налаживать отношения.

Готовая характеристика социального педагога с центра социальной помощи семье и детям соп

Методы воспитания — общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.

Разговор о самоуважении — первый шаг к тому, чтобы принять себя таким, каков ты есть. Любовь к себе — основа любви к другим людям. Только человек, внутренний мир которого достаточно гармоничен, может объективно оценивать других людей, терпимо относиться к их недостаткам, прощать себе мелкие ошибки, развивая отношения с другими. Самоуважение — это надежный щит от разного рода манипуляторов, использующих наши слабости и комплексы неполноценности для достижения своих целей. Если мы чувствуем себя задетыми чьими-то неуважительными словами, то начинаем оправдываться, защищаться. Очень часто это выглядит жалко. Лучшая защита в этом случае — умение отшутиться, не показать, как глубоко мы задеты сказанным. Поэтому вырабатываем защиту от негативных воздействий: упражнение на обмен критикой и ответами.

Классификации детей «группы риска»

К детям и подросткам «группы риска» относятся дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения: семьи детского сада, школы и т.д

В «группу риска» входят дети и подростки из-за самых разнообразных показателей. Это могут быть: 1 – генотипические особенности и врожденные дефекты; 2 – социальные условия; 3 – особенности развития личности – дети и подростки с «социальным риском» нарушений возрастного психического и личностного развития.

Социально-педагогическая деятельность с семьей, находящейся в СОП

Возвращаясь к формам работы социального педагога с семьёй, хочу обратить внимание на такую форму, как патронаж, то есть посещение детей и подростков на дому с адаптационно- реабилитационными, а также социально- педагогическими и социально экономическими целями. Патронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с детьми и семьями, в которых они проживают или проживали, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж помогает принять профилактические меры, направленные на противодействие возможным (предполагаемым) негативным формам и следствиям неблагоприятной ситуации, в которой оказался ребенок.

— Программа «Воспитание добром». Цель: профилактика жестокого обращения с детьми дошкольного возраста. Формы: социальный патронаж, родительские собрания, групповые тренинги, психологическое сопровождение семьи, круглые столы и пр.

Читайте также:  Монтаж вентиляции в 2022 году косгу

Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении

Наиболее эффективная форма работы с семьей — это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
2 этап.

Психологическая: сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка) (учреждение образования), просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка. коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (учреждение образования).

Система работы социального педагога с семьей в СОП

Задачи социального педагога в процессе работы с семьёй: установление контакта с семьёй; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных её членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами – психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти и органами внутренних дел; использование индивидуальных методик работы с семьями, нуждающимися в особой помощи.

Неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

Ваш психолог

  • сбор и анализ информации об асоциальных семьях;
  • постановка социального диагноза (выявление основных проблем семьи, находящейся в социально опасном положении, определение их показателей и причин возникновения);
  • выбор способов воздействия и планирование работы с семьей;
  • практическая работа по оказанию помощи семье.
  • неопределенность гражданского статуса членов семьи;
  • малообеспеченность;
  • безработица;
  • неудовлетворительные жилищные условия;
  • алкоголизм, наркомания, токсикомания членов семьи
  • нарушение здоровья;
  • семейная дезадаптация;
  • духовно-нравственная деградация семьи.

Готовая характеристика социального педагога с центра социальной помощи семье и детям соп

Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей: письменные (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания), иконографические (кино- и фотодокументы, рисунки, фотографии), технические (поделки, предметы ремесла — изделия из соломки, лозы, глины и др.).

4. Принцип профессиональной компетентности: знание теоретических основ работы с семьей, используемые средства диагностики; ведение картотеки используемых методов, квалификационных нормативов, соблюдение профессиональной этики (сохранять в тайне результаты, не допускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Каждый из субъектов взаимодействия выполняет определенную роль и несет определенную ответственность. Изучение опыта организации межведомственного взаимодействия по работе с неблагополучными семьями в октябрьском районе г. Витебска, Лиозненском, Ушачском районах Витебской области позволяет констатировать, что приоритетными задачами межведомственного взаимодействия являются: выявление семей с различными показателями семейного неблагополучия; определение причин неблагополучия; оказание медицинской, психолого –педагогической, правовой, материальной помощи детям и семье, находящимся в СОП; содействие в трудоустройстве обязанных лиц по судебным постановлениям; предупреждение неблагополучия в семьях.

Особую миссию социально-психологической и педагогической службы учреждения образования в социально-педагогическом сопровождении детей, находящихся в социально опасном положении. Именно специалисты СППС осуществляют диагностирование, ведут консультативную работу с семьями и детьми, разрабатывают и реализуют индивидуальные программы реабилитации детей, находящихся в СОП.

Готовая характеристика социального педагога с центра социальной помощи семье и детям соп

Деятельность Учреждения направлена на социальное обслуживание семей и отдельных категорий граждан, имеющих детей в возрасте от 0 до 18 лет (в первую очередь малообеспеченных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации). Реализацию прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, на улучшение социально-экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизацию связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений.

Краевой конкурс методических разработок специалистов учреждений социального обслуживания населения и социально ориентированных некоммерческих организаций Красноярского края «Новые горизонты – 2022», «Новые горизонты – 2022».

Информация об осуществлении организации учета детей и семей, находящихся в социально-опасном положении

Важным направлением работы ТОГБОУ «Центр психолого – педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» является профилактика правонарушений среди детей и подростков. Для решения этой проблемы в Центре реализуется комплекс мероприятий по выявлению, учету и оказанию помощи детям.

Наиболее эффективная форма работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации – это индивидуальная форма. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.

Виктор Юрьевич
Блогер, юрист. Жилищный юрист - отвечаю на вопросы ЖКХ.
Оцените автора
Бесплатная Юридическая Помощь на LAWgrupp.ru