Подлежит ли рассторжению договор если изменяется ресурсоснабжающая организация

Содержание

Подлежит ли рассторжению договор если изменяется ресурсоснабжающая организация

Обоснование вывода:
1. В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, законом либо условиями договора, связанного с предпринимательской деятельностью. В рассматриваемом случае право на расторжение договора в одностороннем порядке закреплено в договоре на поставку коммунальных ресурсов.
На основании п. 1, п. 2 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пп. «а» п. 30 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2021 N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами», в договоре ресурсоснабжения предусматривается право для ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения с исполнителем в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.
Отметим, что до 30 июня 2021 года положения пп. «а» п. 30 Правил о возможности сторон предусмотреть в договоре права ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ носили диспозитивный характер. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 603 указанная норма заменена императивной, обязывающей стороны включить в договор условие об одностороннем отказе. В связи с этим, по мнению Минстроя России, изложенному в письме от 30.12.2021 N 45097-АЧ/04, с момента вступления в силу изменений в пункт 30 Правил ресурсоснабжающие организации вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, товариществом или кооперативом при наличии оснований, предусмотренных указанным пунктом, независимо от того, предусмотрено ли заключенным договором ресурсоснабжения право ресурсоснабжающей организации на такой односторонний отказ. Аналогичной позиции придерживаются суды (смотрите, например, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2021 N 05АП-6845/16).
Напомним, что в силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. В соответствии с п. 2 Правил управляющая организация является исполнителем по договору, заключенному с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, учитывая, что в рассматриваемой ситуации договором предусмотрено право одностороннего отказа, при наличии задолженности ресурсоснабжающая организация вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке, уведомив об этом управляющую организацию. Сказанное подтверждает судебная практика (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2021 N 14АП-5139/17). Косвенно сказанное подтверждает позиция, изложенная в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 06.11.2021 N Ф07-8133/13 по делу N А42-7501/2021).
Отметим, что согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами — региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, решение вопроса о внесении платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации возможно только на общем собрании собственников помещений.
2. Согласно ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской.
Согласно ч. 3 ст. 199 ЖК РФ действие указанной лицензии прекращается в связи с ее аннулированием по решению суда и иным основаниям, указанным в Федеральном законе от 4 мая 2021 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта РФ.
Однако прекращение действия лицензии в случае её аннулирования не влечет автоматического прекращения деятельности управляющей организации по управлению многоквартирным домом, поскольку иное привело бы к нарушению прав собственников и пользователей помещений в таком доме. На основании ч. 3 ст. 200 ЖК РФ управляющая организация продолжает исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме до дня:
1) возникновения обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 ст. 164 ЖК РФ;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ, прекращением действия лицензии или ее аннулированием установлен в разделе VI Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2021 N 416, в соответствии с п. 26 которых в случае аннулирования лицензии одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом прекращаются договоры управляющей компании с организациями, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и организациями, осуществляющими проведение капитального ремонта общего имущества в таком доме.
Прекращение договора управления многоквартирным домом в случае аннулирования лицензии влечет также одновременное прекращение договоров управляющей компании с ресурсоснабжающими организациями (п. 32 Правил).
Таким образом, в случае аннулирования лицензии обязательства управляющей организации по договору управления многоквартирным домом прекращаются с момента заключения договора управления многоквартирным домом с одним из упомянутых выше субъектов управления этим домом (управляющей организации, товарищества собственников жилья и др.) или со дня государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного собственниками многоквартирного дома. Одновременно с прекращением договора управления домом прекращаются договоры ресурсоснабжения, заключенные управляющей компанией с ресурсоснабжающими организациями.

Читайте также:  Налоговый вычет на покупку земельного участка без дома

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. В приведенной ситуации ресурсоснабжающая организация вправе расторгнуть договор по причине наличия задолженности в одностороннем порядке, уведомив об этом управляющую организацию.
Вопрос о внесении платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации может быть решен только на общем собрании собственников помещений.
2. Договор ресурсоснабжения, заключенный управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, в случае аннулирования лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами может быть прекращен одновременно с прекращением договора управления домом.

Основания и порядок расторжения договора энергоснабжения

С другой стороны, если управляющая компания прекращает предоставлять коммунальные услуги, она больше не имеет статуса исполнителя, не получает платежи от собственников помещений. Вопрос о том, кто фактически получает платежи от собственников помещений в многоквартирном доме, является существенным для разрешения спора о взыскании задолженности за коммунальные ресурсы [5]. Эти обстоятельства могут указывать на прекращение договора ресурсоснабжения в связи с невозможностью его исполнения, если такая невозможность вызвана ситуацией, за которую ни одна из сторон не отвечает (ст. 416 ГК РФ).

Ст. 546 ГК РФ не допускает установление в договоре дополнительных, не предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для прекращения или сокращения объемов подачи энергии, в том числе и в случае иных нарушений обязательств со стороны абонента.

Подлежит ли рассторжению договор если изменяется ресурсоснабжающая организация

Услуга по теплоснабжению квартиры оказывалась некачественно, о чем она извещала ответчика. На ее заявлении ответчик не реагировал. В 2021 году она приняла Решение о расторжении договора теплоснабжения, уведомив об этом теплоснабжающую организацию до начала отопительного сезона 2021-2021 года. Однако, до настоящего времени ответчиком никакого решения не принято.

Выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетеля Д, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании, квартира, принадлежащая истице на праве общей долевой собственности, расположена в многоквартирном доме по адресу:

Может ли управляющая компания по своей инициативе отказаться от обслуживания дома — расторжение договора управления в одностороннем порядке

Еще одно основание для расторжения договора управления по инициативе управляющей организации – это существенное изменение условий, которое прямо противоречит прописанному в договоре, и хоть мало зависит от действий сторон, но все же больше не предполагает изначально отмеченного в договоре оказания услуг.

После того, как управляющая компания объявила о скором прекращении своих полномочий, жильцы должны выбрать новую организацию. Для этого они должны оповестить жилищную инспекцию, орган местного самоуправления и СМИ о предстоящем собрании, на котором свои кандидатуры могут выдвинуть представители управляющих компаний.

Читайте также:  Косгу Для Оплаты Компенсации За Просрочку Выплаты В 2021 Г

Статья 546

По общему правилу (п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса) изменение и расторжение договора энергоснабжения возможны по соглашению сторон. При недостижении соответствующего соглашения договор энергоснабжения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию одной из сторон только в двух случаях.

Правило абз. 1 п. 2 комментируемой статьи судебной практикой понимается и применяется ограничительно как недопускающее установления по соглашению сторон дополнительных, не предусмотренных п. п. 2 и 3 комментируемой статьи оснований для временного прекращения или ограничения объемов подачи энергии (Постановление Президиума ВАС РФ от 1 сентября 2021 г. N 4550/09 по делу N А40-14049/08-62-113).

Заключение, изменение и расторжение (прекращение) договоров на предоставление коммунальных услуг

Несмотря на договорный порядок предоставления коммунальных услуг, обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми имеющимися потребителями. Гражданско-правовой договор считается заключенным, если стороны достигли соглашения по всем существенным условиям в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ. Существенными условиями договора оказания услуг являются срок и предмет договора возмездного оказания услуг (ст. 708 и 783 ГК РФ). Условие о сроке и предмете оказания коммунальных услуг не может противоречить п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в соответствии с которым исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах. Описание конкретных услуг определено в п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что обязанность по предоставлению конкретных коммунальных услуг возникает у исполнителя при наличии потребности у потребителя (абонента) в этих услугах, которые исполнитель должен предоставить на общих и равных установленных законодательством РФ условиях. Соответственно фактические обязанности поставщика коммунальных услуг возникают из требований Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, тогда как заключение договора носит формальный характер, закрепляющий гражданско-правовые отношения между сторонами.

Необходимо отметить, что из этого выборочного перечня только полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг основываются на нормах ЖК РФ. Все перечисленные в предыдущем абзаце акты являются административно-правовыми актами. При этом акты, указанные в подпунктах «б» и «в», не входят в состав жилищного законодательства. Можно утверждать, что отношения, складывающиеся между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, органы местного самоуправления регулировать не вправе[21].

Подлежит ли рассторжению договор если изменяется ресурсоснабжающая организация

В соответствии с частью 17 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ договоры, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона 176-ФЗ между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и РСО, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.

На основании вышеизложенного, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, при проведении государственного жилищного надзора, а также лицензионного контроля за деятельностью управляющих организаций, необходимо учитывать положения действующего жилищного законодательства, предусматривающего случаи предоставления РСО коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, товариществом или кооперативом.

Минстрой — РФ отвечает на — вопросы о — переходе на — прямые договоры с — РСО

Полномочия органов ГЖН подробно описаны в ст. 20 ЖК РФ. Органы ГЖН должны предупреждать, выявлять и пресекать нарушения установленных жилищным законодательством требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах.

Минстрой РФ поясняет: среднемесячную величину обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения РСО определяет путём деления суммы обязательств УО по договору ресурсоснабжения за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, на двенадцать.

ТЕМА IX ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ

Статья 782 ГК РФ предусматривает общую возмож­ность отказа кредиторов от исполнения, т.е. возможность одностороннего расторжения кредиторами любых до­говоров на возмездное оказание услуг. Отказ сопряжен с обязанностью кредитора возместить другой стороне по­несенные затраты по договору — не убытки, а лишь фак­тические расходы. При этом по ряду договоров данного типа, т.е. договоров на оказание услуг, законодатель до­полнительно закрепляет право кредитора на односторон­ний отказ. Так, доверитель во всякое время может отка­заться от договора поручения. Страхователь и выгодоприобретатель согласно ст. 958 ГК РФ вправе от­казаться от договора страхования. Комитент может от­менить данное комиссионеру поручение. Грузоотправи­тель и пассажир вправе отказаться от перевозки, сдать билет и потребовать возврата внесенных провозных пла­тежей.

Пункт 2 ст. 160 ГК РФ устанавливает, что при ис­пользовании телефона, радио или электронных средств связи стороны должны предварительно письменным со­глашением предусмотреть саму возможность и порядок воспроизведения подписи полномочных представителей сторон в таком документе. Это означает, что контрагента­ми предварительно заключается письменное соглашение, в котором определяется соответствующий способ офор­мления договора и кодовое обозначение, подтверждаю­щее принадлежность подписи уполномоченному лицу.

Расторжение договора между УК и РСО

Между управляющей и ресурсоснабжающей организацией еще в 2021 году заключены договоры на предоставление коммунальных услуг потребителям в МКД. Договоры давно не соответствуют действующему законодательству, а на все предложения УК об изменении либо заключении новых договоров поставщик ком. услуг отвечает отказом. УК терпит немалые убытки, так как ресурсники выигрывают суды на основании старых заключенных договоров. Вопрос: может ли управляющая организация расторгнуть данные договоры согласно прописанному в них условию, что при отсутствии уведомления о расторжении договора от одной из сторон за месяц до окончания срока действия договор считается продленным на год на этих же условиях? Какие могут быть последствия?

Читайте также:  Льготы Пенсионерам Припроезде В Калининград

Можете расторгнуть данный договор в порядке, который обусловлен соглашением сторон и прописан в договоре. Однако, наличие данного договора по закону является обязательным и УК не в праве уклоняться от его заключения. Можете попробовать расторгнуть данный договор либо заключить доп. соглашение, но имейте в виду, что РСО может обратиться в суд с иском о принудительном заключении договора.

Энциклопедия решений

Если договор теплоснабжения заключен на определенный срок, он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о заключении договора на иных условиях (п. 43 Правил организации теплоснабжения).

Односторонний отказ от договора означает его расторжение (п. 2 ст. 450.1 ГК РФ). Последствия расторжения договора определяются общими для всех видов договоров правилами гражданского законодательства, правилами законодательства, регулирующими отношения по договору теплоснабжения, а также самим договором (в части, не противоречащей императивным правовым нормам). Так, при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства (п. 2 ст. 453 ГК РФ). Следовательно, с момента расторжения договора у теплоснабжающей организации прекращается обязанность по поставке тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя. Однако расторжение договора не прекращает обязанность потребителя оплатить тепловые ресурсы, поставленные ему до того, как договор был расторгнут. Теплоснабжающая организация вправе применить к просрочившему оплату потребителю меры ответственности, в том числе начислить предусмотренную договором неустойку по день фактической оплаты поставленных ресурсов (см. также п.п. 3, 10 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2021 N 35).

Изменение и расторжение договора

о окончании срока действия договора управления стороны вправе прекратить договор либо заключить его на иных условиях. Но при этом сторона, желающая изменить условия договора, должна в определенный срок до окончания действия договора управления предупредить другую сторону о заключении нового договора на иных условиях. Отказ другой стороны от заключения договора управления на иных условиях означает прекращение действия договора управления по окончании срока его действия. Если по окончании срока действия договора управления ни одна из сторон не заявит о его прекращении, то договор управления считается продленным на тех же условиях и на тот же срок.

Однако ЖК РФ предусмотрен еще один случай расторжения договора управления. В ч. 3 ст. 161 настоящего Кодекса установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Таким образом, если общее собрание выберет другой способ управления, то заключенный договор управления подлежит расторжению, поскольку право собственников на изменение в любое время способа управления многоквартирным домом установлено ЖК РФ.

Условия изменения и расторжения Договора

9.5. Для целей досрочного расторжения Договора в случаях, предусмотренных п. 9.3 Договора, общим собранием собственников принимается решение о расторжении Договора, в котором должна быть указана дата его расторжения, но не ранее, чем через 30 дней с даты получения Управляющей организацией уведомления о досрочном расторжении Договора.

9.2. Bce изменения и дополнения к Договору, требующие по условиям Договора принятия соответствующих решений на общем собрании собственников, кроме случая, указанноговпп. 6.4.4Договора, оформляютсядополнительными соглашениями к Договору путем утверждения условий таких дополнительных соглашений на общем собрании собственников при обязательном их согласовании с Управляющей организацией и подписании такого дополнительного соглашения Управляющей организацией.

Изменение и расторжение договора аренды предприятий, признание его недействительным

В первом случае договор аренды предприятия считается соответственно измененным или расторгнутым в момент получения извещения о согласии стороной, сделавшей предложение об изменении или расторжении договора.

Требование об изменении или о расторжении договора аренды предприятий может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок.

Уведомление о расторжении договора энергоснабжения #Информация

За период с июля 2021г. по сентябрь 2021г. согласно решениям Арбитражного суда УР от «06» декабря 2021г. по делу № А71-18661/2021 и от «20» февраля 2021г. по делу № А71-23216/2021 задолженность ООО УК «Авторемзавод-Индустриальный» (ИНН:1831159480) перед ПАО «Т Плюс» по договору теплоснабжения № К5313 от «01» января 2021г. (далее – Договор) составляет 5371235 рублей 73 копейки. До дня вступления в законную силу указанного судебного акта данная задолженность ООО УК «Авторемзавод-Индустриальный» не оплачена.

На основании части 7.5 статьи 155 ЖК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора ресурсоснабжения плата за коммунальные услуги вносится собственниками непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.

Отказ ресурсоснабжающей организации от договора ресурсоснабжения: права и правила

Правила № 124 являются специальным нормативным актом, регулирующим порядок заключения, исполнения и прекращения договора ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) и исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией, ТСЖ и иными специализированными кооперативами, указанными в ст. 161 ЖК РФ). В подпункте «а» п. 30 указанных Правил № 124 предусмотрены основание и порядок одностороннего отказа РСО от договора ресурсоснабжения.

2. РСО обязана предоставлять коммунальные услуги добросовестным потребителям вплоть до заключения договора с другим исполнителем коммунальных услуг или собственниками напрямую с ресурсоснабжающей организацией (в случае выбора непосредственного способа управления в МКД при количестве квартир 30 и менее).

Виктор Юрьевич
Блогер, юрист. Жилищный юрист - отвечаю на вопросы ЖКХ.
Оцените автора
Бесплатная Юридическая Помощь на LAWgrupp.ru