ЗПР у воспитанников детского дома
«Творческое воображение» — Базовые дуальности западного мышления. Время социальных, политических и культурных перемен. «Художник» был «ремесленником». Романтизм приветствал освобождение образа. Теория архетипов. Образ служил сэндвичем между базовыми дуальностями западного мышления. Лондон: Р.Д.Лейнг- экзистенциальный психоанализ и анти-психиатрия.
«Воображение человека» — Практически — действенное Наглядно — образное Наглядно- схематическое Словесно – логическое Теоретическое. Динамика развития творческого воображения, мышления, речи на ступени персонализации в со-бытийности. Подражание Рефлексия. Среднегрупповые величины показателей в контрольной группе на начальном и конечном этапе исследования.
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста, направляемого на ПМПК
Егор умеет управлять своим поведением, охотно реагирует на требования и замечания; может обратиться за помощью, ориентируется в окружающей обстановке. Характер деятельности устойчивый, работает с интересом.
сформированы: — навык и интерес к слушанию художественных произведений (выразительно читает стихи, участвует в инсценировках) ; — изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы окружающей действительности на основе собственных наблюдений, — недостаточно сформированы: навыки работы с ножницами; — не всегда ритмично двигается в соответствии с характером музыки.
Индивидуальная работа с детьми с ЗПР (4–7 лет)
В различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг) С — формировать представления о порядковом значении числа (в пределах пяти, учить отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету?», «на котором месте?»
С ___ обобщать знания о диких животных нашего края, их повадками, условиями жизни. Повторение детенышей диких животных С___ обогащать и расширять знания о зиме, ее первом месяце-декабре, развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы С___ сравнение волка и собаки.
Педагогическая характеристика на ребенка с ЗПР
При планировании нуждается в помощи педагога, так как не может самостоятельно организовать свою деятельность. Стремится идти по пути наименьшего сопротивления – отказывается в случае затруднений, при решении учебных задач не способен к выбору из предложенных вариантов без участия педагога.
Особенности мыслительной деятельности заключаются в следующем, что преобладает наглядно-образное мышление, не сформирована аналитико-синтетической деятельности, нет умения устанавливать причинно-следственные связи, особенности формирования и оперирования понятиями происходят с большими затруднениями.Речевая деятельность слабо развита.
Характеристика детей с ЗПР статья на тему
1.Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР характеризуются малым ростом и весом, по своим физическим особенностям напоминают детей младшего возраста, позже начинают ходить. Характерны недостатки моторики, особенно мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности.
3. Особенности познавательных процессов. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением приема переработки информации. Дети с ЗПР не имеют нарушения отдельных анализаторов, не нарушены абсолютные пороги чувствительности. Тем не менее восприятие детей с ЗПР отличается крайне ограниченным объемом: они выделяют в объекте меньше признаков, чем здоровые дети, с трудом выделяют объект из фона. Дефекты восприятия обнаруживаются также в условиях, затрудняющих восприятие (необычное положение объекта). Память ограничена в объеме и непрочна. Непосредственное запоминание относительно легкого материала такое же, как и у здоровых детей (запоминание знакомых слов, однозначных чисел, элементарного текста). При отсроченном воспроизведении дети с ЗПР быстро забывают то, что ими было выучено. Основным приемом заучивания является многократное механическое повторение, зазубривание. Отстает запоминание сложного материала, требующего понимания, логических приемов переработки (классификации, выделения смысловых опор). Слабее у детей с ЗПР и непроизвольное запоминание (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками). Внимание характеризуется крайней неустойчивостью, слабой концентрацией и распределяемостью, легко отвлекаемо. Поэтому дети быстро утомляются на уроке. Мышление и речь особенно отстают в развитии. Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Наглядно-действенные задачи дети решают гораздо лучше словесно-логических. К моменту поступления в школу не сформированы элементарные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Дети с ЗПР с трудом решают мыслительные задачи, особенно в словесно-логическом плане. Дети с ЗПР затрудняются в определении причинно-следственных отношений между явлениями. Эта особенность проявляется при составлении рассказов по серии сюжетных картинок. Представления бедны, схематичны, недостаточны общие знания. Как правило, дети смешивают понятия «время года» и «месяц», не могут рассказать об отличительных признаках времен года, часто путают осень и весну как сходные явления. Им легче отличать явления противоположного характера. Неумение выделить существенные признаки предметов и явлений отражается на освоении эле-ментарных общих понятий. Так, предметы мебели называются детьми с ЗПР словом «комната». Часто в качестве обобщающего слова используют наименование одного из представителей группы, употребленное во множественном числе (вместо слова «обувь» говорят «ботинки»). Многие дети с ЗПР знают обобщающие слова «посуда», «мебель», но оперируют ими неправильно, называя словом «мебель» посуду, убранство комнаты, электрическую бытовую технику. Запас видовых понятий у детей с ЗПР меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Так, дети с ЗПР в среднем могут назвать 5 — 7 предметов, относящихся к одной группе; нормально развивающиеся дети — 9— 13 ее представителей. Дети с ЗПР позже, чем здоровые дети, начинают говорить. Речь бедна, примитивна. Ребенку требуется много усилий, чтобы пополнить свой активный словарь.
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста, направляемого на ПМПК
Мальчик пропорционального телосложения, приятной внешности. Зрительному контакту доступен, но уже в процессе первичного обследования проявил характерологические черты. При предъявлении ему пирамидки – разбросал кольца, оторвал палку. Переключение его на другой вид деятельности вызвало агрессию.
Семья социально благополучная, моральная обстановка удовлетворительная. Стиль семейного воспитания – демократический (строится на отношениях доверия и согласия, где учитываются интересы ребенка). Для успешного развития ребенка созданы благоприятные условия для игр и занятий.
Педагогическая характеристика воспитанника детского сада с ОВЗ (ЗПР)
Период адаптации осложненный. Первоначально воспринимала все с интересом, повторяла то, что делают дети, на приход родственников (мамы, бабушки) реагировала бурными истериками. Сейчас истерики проявляются и без объективных причин. Ребенок отказывается садиться на стул, кричит, падает на пол, стучит ногами. Упряма. Непослушна. Наблюдаются негативные реакции на просьбы взрослых. Не выполняет правила распорядка жизни группы. По отношению к сверстникам неагрессивна. Наблюдаются навязчивые движения-раскачивания (реакция на музыку.)
Чаще всего в группе просто наблюдает за действиями взрослых и детей. В контакт со сверстниками не вступает. Интерес к игрушкам формальный, иногда отказывается брать в руки. Игровые действия не выполняет даже на уровне подражания. Со взрослыми контакт невербальный. Обращенную речь понимает на бытовом уровне.
Характеристика воспитанника детского дома 7 лет зпр
В целом можно констатировать, что у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, отставание в развитии приобретает на каждой возрастной ступени качественное своеобразие и не компенсируется в ходе взросления ребенка в условиях этих учреждений. Поэтому ребенок нуждается в постоянной психолого-педагогической помощи и сопровождении.
В детских домах проявляется синдром госпитализма, характеризующийся прежде всего недоразвитием эмоционально-волевой сферы. На протяжении первых семи лет жизни содержание в общение со взрослым частично меняется: младенцы удовлетворяют потребность в общении со взрослым потребностью во внимании и доброжелательности; детям раннего возраста нужно сотрудничество и помощь; дети младшего и среднего дошкольного возраста нуждаются в уважении взрослых, в удовлетворении своих познавательных интересов, старшие дошкольники стремятся к взаимопониманию и сопереживанию взрослого. Каждая новая потребность в общении у детей-сирот не заменяется предыдущей [31].
Педагогическая характеристика на дошкольника для пмпк пример
При возникновении конфликтных ситуаций с детьми переживает, плачет. Достаточно уступчив, других детей не обижает, агрессивности не отмечено. Адекватная эмоциональная реакция на одобрение и порицание. Подчиняется требованиям взрослых.
В настоящий момент в общении с детьми и взрослыми нашей группы общительна и отзывчива. С незнакомыми взрослыми и детьми на контакт не идет, долго присматривается, предпочитает общаться с узким кругом проверенных друзей.
Характеристика на ПМПК
По заключению МПМПК обучение и воспитание ребенка было рекомендовано с сентября 2022 года в старшей группе по основной общеобразовательной программе дошкольного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (7 вид) сроком на 1 год.
Цвета и оттенки знает и называет, знает геометрические фигуры. Пространственные понятия развиты. Запас знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о явлениях природы, о причинно-следственных связях в природе соответствует возрасту. Уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов: цвет, форму, величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета в норме.
Психологические особенности эмоциональной сферы воспитанников детского дома младшего школьного возраста с задержкой психического развития Дмитриева Светлана Алексеевна
I этап подготовительный. На подготовительном этапе проводился сбор первоначальных сведений о ребенке с помощью следующих методов: анализ документации, наблюдение, беседа. Велось изучение медицинской, педагогической и психологической документации, касающейся каждого ребенка: медицинских карт, личных дел, психологических характеристик. Это позволило собрать совокупность фактических сведений о ребенке, в том числе о перенесенных заболеваниях. Осуществлялось наблюдение за поведением ребенка в естественной ситуации — в быту, в играх, во время учебы, в процессе общения со сверстниками и взрослыми — для выявления и оценки различных составляющих деятельности ребенка, в том числе его эмоциональных реакций. Проводились беседы с педагогами для более подробного анализа поведения ребёнка, выяснения его интересов и склонностей, для определения положения ребенка в группе сверстников, его отношения к воспитателям, для сбора данных о поведении ребенка в процессе проведения воспитательных мероприятий. Беседа в работе с детьми позволяла устанавливать эмоциональный контакт и доверие, выявлять их переживания, желания, внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.
Нам представляется, что эта концепция важна с точки зрения организации психологической коррекции особенностей эмоциональной сферы ребёнка из детского дома с ЗПР. Именно A.Adler выдвинул в своё время гипотезу о том, что ощущение недостаточности является мощным стимулом для человека в его собственном индивидуальном развитии, что по существу явилось основой теории компенсации дефекта, весьма значимой в психологии и в дальнейшем развитой Л.С.Выготским, который указывал, что движущей силой развития ребёнка является социальная оценка личностью своего дефекта, её социальная позиция.
Примеры, бланки и образцы психологических заключений, характеристик, представления педагога-психолога на ПМПК
По результатам проведенного психодиагностического обследования педагог-психолог составляет психологическое заключение , в котором должны быть отражены все особенности познавательного, эмоционально-личностного и коммуникативного развития ребенка, анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционно-развивающей или профилактической работы.
Одним из важных направлений работы педагога-психолога в образовательном учреждении является психологическая диагностика, которая проводится с целью определения уровня развития у ребенка психических процессов, особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, межличностных отношений.
Образец характеристики ребенка на ПМПк
7. Особенности мышления
Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь учителя; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.
8. Особенности поведения
Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых.
Педагогическая характеристика на дошкольника в ГПМПК
С нормативами данного возраста по физической культуре Иван справляется на низком уровне. Навыки в основных видах движений не сформированы. Испытывает затруднения в работе с мячом, прыжках, метании. С желанием участвует в играх соревновательного характера.
Семья полная, проживает в двухкомнатной квартире. Материальный достаток ниже среднего. У Ивана есть младший братик Костя 2022 г.р. Родители не принимают участия в мероприятиях детского сада и группы, не взаимодействуют с педагогами, домашняя работа по заданию логопеда не ведется, не выполняются советы и рекомендации. Дома мальчик любит играть с машинками, собирать пазлы, смотреть мультфильмы. Игрового уголка у ребёнка нет. Всей семьей вместе проводят досуг: гуляют, отдыхают на природе.
Характеристика личностных особенностей детей с ЗПР
Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым. Об этом свидетельствуют поверхностность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми преимущественно из источников массовой информации, книг, путем общения с взрослым. Деятельность детей с задержкой психического развития характеризуется общей неорганизованностью, импульсивностью, недостаточной целенаправленностью, слабостью речевой регуляции; низкой активностью во всех видах деятельности, особенно спонтанной. Приступая к работе, дети часто проявляют нерешительность, задают вопросы, которые, как правило, касаются того, что уже было сказано педагогом или объяснено в учебнике; иногда самостоятельно вообще не могут понять формулировку задания.
В качестве ведущих в характеристике личности дошкольников с задержкой психического развития выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому, большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Все это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью
Нейропсихологический подход, по принципиальной сути совпадающий с психологическим подходом, можно считать достаточно эффективным, если все-таки не стремиться прямо увязывать внешние проявления всех школьных трудностей с недостатками в развитии конкретных мозговых структур. Однако наиболее эффективным, по нашему мнению, выступает психологический подход, и с точки зрения его теоретической обоснованности, и с точки зрения практической результативности в преодолении школьных трудностей учащихся.
1. Педагогический подход. Такой подход к диагностике и коррекции школьных трудностей базируется на представлении, что все ученики должны одинаково успешно усваивать предлагаемую им учебную программу, созданную в строгом соответствии с их возрастными возможностями и уже имеющимся уровнем знаний. В противном случае учитель считает, что ученик либо не хочет учиться, ленится, не старается, либо не понял материал. Отсюда следует, что ученика надо либо заставить делать то, что требуется,