Бухгалтерский учет средств для участия в торгах

Компания – конкурсант на торгах: бухгалтерский учет и налоги

Пример 1. Компания приняла участие в конкурсе, по условиям которого ей необходимо перечислить задаток в размере 300 000 руб. Конкурс она выиграла, но от заключения договора отказалась, в связи с чем задаток был удержан организатором торгов (заказчиком).
Операции отражаются в учете компании следующими записями:
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т сч. 51 «Расчетные счета»
300 000 руб.
задаток перечислен организатору конкурса;
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
300 000 руб.
в состав прочих расходов списана сумма задатка, удержанного организатором торгов.

Сама возможность заключения договора на торгах с лицом, выигравшим их, предоставлена Гражданским кодексом РФ. В нем же (ст. ст. 447 — 449 ГК РФ) установлены и общие требования к торгам.
Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо; в закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Согласно п. 4 ст. 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроке и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату; также задаток возвращается и лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
Сумма задатка, внесенного лицом, выигравшим торги, при заключении договора с ним зачитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Но если это лицо уклоняется от подписания протокола о результатах торгов, который имеет силу договора и должен быть подписан в день проведения аукциона или конкурса, внесенный им задаток остается у организатора торгов. Если же от подписания договора уклоняется не победитель, а организатор торгов, он обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Участие в торгах и бухгалтерский учет

Затем, в месяце объявления результата, кредитовое сальдо по счету 76 списывается либо как расходы по обычным видам деятельности (счета 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу») (в случае выигрыша), либо в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») (при проигрыше).

Блокировка оператором электронной площадки средств на момент подачи заявки на участие в аукционе отражается по дебету счета 55-б и кредиту счета 55-о. Одновременно делается запись по счету 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

Бухгалтерский учет обеспечения участия в электронных торгах

Обеспечительные платежи отражаются в бухгалтерском учете с использованием счета 76, к которому рекомендуется открыть субсчет «закупки». Сумма обеспечения одновременно отражается на забалансовом счете 009. Расходы на использование электронной площадки могут отражаться по счетам 20, 26, 44 и т.д.

При проведении торгов на электронной площадке блокируется лицевой счет участника и денежные средства на нем. В рамках госзакупок, согласно ФЗ №44, спецсчета открываются не на электронной площадке, а в банке. Перечень банков определен распоряжением Прав-ва №1451-р от 13-07-18 г.

Бухгалтерский учет и контроль расходов на участие в торгах

Кроме внесения обеспечения (перечисления задатка, предоставления банковской гарантии или поручительства) либо обособления средств на счете, открываемом оператором электронной площадки, которые изначально расходами не признаются, у строительной организации-конкурсанта возникают и вполне реальные расходы, связанные с участием в конкурсе.

Таким образом, применять счет 97 можно лишь в случаях, когда в ПБУ или иных нормативных актах по бухгалтерскому учету прямо предусмотрен именно такой порядок — признание тех или иных затрат расходами будущих периодов. Если же в ПБУ конкретных указаний о том, что определенные виды затрат должны признаваться в качестве расходов будущих периодов, не имеется, надо руководствоваться общим подходом, изложенным в п. 16 ПБУ 10/99, и признавать «спорные» суммы либо текущими расходами (по обычным видам деятельности либо прочими), либо дебиторской задолженностью (если не исполняются условия признания расходов).

Читайте также:  Выплаты при рождении на 3 ребенка кемерово

Бухгалтерский учет обеспечения заявки на участие в закупке

Обратите внимание: предоставление обеспечения заявки – это не расход, а всего лишь «замораживание» денежных средств на определенное время. В большинстве случаев, средства, перечисленные в обеспечение заявки, возвращаются участнику. В каких случаях не возвращаются – Вы уже знаете из схемы.

Для участия в электронных аукционах участники перечисляют денежные средства на свой лицевой счет, открытый у оператора электронной площадки. Средства на этом лицевом счете являются собственностью организации, она сохраняет за собой право распоряжаться ими по своему усмотрению и вывести на свой расчетный счет в любой момент. Однако при подаче заявки на участие в электронном аукционе, организация автоматически дает распоряжение оператору площадки заблокировать часть денежных средств, хранящихся на лицевом счете, в размере обеспечения заявки. При недостаточности средств на лицевом счете площадка просто не даст возможность подать заявку, поэтому многие организации предпочитают хранить на своих лицевых счетах суммы «с запасом», чтобы не перечислять отдельно под каждую процедуру.

Торги: как учесть расходы на проведение или на участие

У победителя торгов после подписания договора учет будет зависеть от того, что именно выиграно. Если это право заключить договор аренды, то в дальнейшем вы будете отражать операции по аренде. Если вы выиграли подряд на строительство, значит, у вас будут «строительные» проводки.

Участнику аукциона надо быть готовым повышать цену, а участнику конкурса — разрабатывать какой-то особенный проект, для чего, возможно, придется привлекать новых работников и приобретать дополнительные материалы.

Проводки по учету средств для обеспечения участия в открытых аукционах

Здравствуйте!
Подскажите пожалуйста проводки:
— для обеспечения участия в открытых аукционах в электронной форме, через оператора ЗАО «Сбербанк — АСТ»,
— а также в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, через Государственное казенное учреждение.

1 выплачены средства для участия в открытых аукционах 38000 руб
2 блокированы денежные средства 37150 руб
3 разблокированы денежные средства 37150 руб
4 плата за участие в аукционе (победили) 2022 руб
5 возврат средств, перечисленных для обеспечения 36000

Учет средств, перечисленных в качестве обеспечения заявки на участие в торгах (Л

Положениями ст. 44 названного закона установлены случаи, когда денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявки, не возвращаются участникам торгов. Так, п. 13 данной статьи предусмотрено, что возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется. При проведении электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в случаях:

Как на счетах бухгалтерского учета отражаются операции по перечислению данных сумм и их возврату на лицевой счет учреждения? Какими бухгалтерскими записями оформляется удержание из суммы обеспечения заявки платы за использование программного обеспечения электронной площадки? Как такие операции отражаются в отчетных бухгалтерских формах? Ответы на эти и другие вопросы даны в статье.

Бухгалтерский учет средств для участия в торгах

Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение в целях обеспечения заявки на участие в аукционе перечисляет денежные средства на специальный счет участника закупок, открытый в Сбербанке. Обеспечение заявки на участие в аукционе осуществляется путем блокирования данных денежных средств на специальном счете участника закупки.
Такой порядок участия в конкурсных процедурах предусмотрен частью 18 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2022 N 44-ФЗ (далее — Закон N 44-ФЗ) с 1 октября 2022 года. Отметим, что по информации Минфина России в настоящее время осуществляется подготовка изменений в Закон N 44-ФЗ в части исключения обязанности бюджетного учреждения предоставлять обеспечение заявки на участие в закупке (письмо Минфина России от 27.08.2022 N 24-03-07/60842).
Действующая Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2022 N 174н (далее — Инструкция N 174н), не содержит порядок отражения операций по обеспечению участия в конкурсных процедурах с применением специального счета. Следовательно, порядок отражения этих операций бюджетному учреждению необходимо согласовать с учредителем и закрепить в положениях учетной политики (п. 4 Инструкции N 174н). В рассматриваемой ситуации средства на спецсчете отражаются с применением счета 210 05.
Блокировка средств на специальном счете предполагает невозможность осуществления операций с использованием заблокированных средств. В то же время в данной ситуации после признания бюджетного учреждения победителем аукциона осуществляется перечисление средств оператору электронной площадки с данного специального счета, а также оплата комиссии банку. Соответственно, перед осуществлением списания средств осуществляется их разблокирование на спецсчете.
В целях ведения бухгалтерского учета бюджетные учреждения используют коды КОСГУ (п. 1 раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2022 N 65н). Отметим, что расходы на оплату услуг по организации проведения торгов (включая функции, связанные с обеспечением проведения торгов, а также иные аналогичные расходы) прямо поименованы в перечне расходов, относимых на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Также на данный код КОСГУ относятся расходы на оплату прочих услуг, не относимые на иные коды КОСГУ группы 220 «Оплата работ, услуг». Соответственно, оплата оператору электронной площадки за победу в аукционе, а также оплата услуг банка по перечислению средств (банковская комиссия) могут быть отражены в учете с применением подстатьи 226 КОСГУ (смотрите также письма Минфина России от 01.03.2022 N 02-06-10/11569, от 27.12.2022 N 02-05-10/78335).
В свою очередь, проценты по остаткам средств на счетах в кредитных организациях подлежат отражению с применением подстатьи 124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств» КОСГУ. В силу пункта 14 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (далее — Закон N 7-ФЗ) бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами. В то же время обязанность по обеспечению заявки на участие в аукционе путем блокировки средств на специальном счете в кредитной организации установлена Законом N 44-ФЗ. То есть такой доход возник невзирая на желание бюджетного учреждения его получить. При этом учреждение, размещая средства на счете в кредитной организации, действовало в целях выполнения требований Закона N 44-ФЗ. Соответственно, получая банковские проценты, бюджетное учреждение в данном случае не нарушает запрет, установленный в п. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ.
Учитывая изложенное, а также положения Инструкции N 174н, рассматриваемая хозяйственная ситуация может быть отражена в учете бюджетного учреждения с применением следующих корреспонденций:
1. Дебет 0 201 26 510 (увеличение забалансового счета 17, АнКВИ 510, КОСГУ 510) Кредит 0 201 11 610 (увеличение забалансового счета 18, АнКВИ 610, КОСГУ 610)
— отражено перечисление средств в обеспечение заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке;
2. Дебет 0 210 05 560 Кредит 0 201 26 610 (увеличение забалансового счета 18, АнКВИ 610, КОСГУ 610)
— отражена блокировка средств, перечисленных в обеспечение заявки на участие в аукционе;
3. Дебет 2 205 24 560 Кредит 2 401 10 124
— отражено начисление процентов на остаток средств на счете в кредитной организации;
4. Дебет 2 201 26 510 (увеличение забалансового счета 17, КВД 120, КОСГУ 124) Кредит 2 205 24 660
— отражено увеличение средств на спецсчете на сумму начисленных процентов на остаток;
5. Дебет 0 201 26 510 (увеличение забалансового счета 17, АнКВИ 510, КОСГУ 510) Кредит 0 210 05 660
— отражено снятие блокировки средств, перечисленных в обеспечение заявки на участие в аукционе;
6. Дебет 0 109 ХХ 226 (0 401 20 226) Кредит КРБ 0 302 26 730
— отражено начисление платы оператору электронной площадки и банковской комиссии;
7. Дебет 0 302 26 830 Кредит 0 201 26 610 (увеличение забалансового счета 18, КВР 244, КОСГУ 226)
— отражено перечисление платы оператору электронной площадки и банковской комиссии со спецсчета;
8. Дебет 0 201 11 510 (увеличение забалансового счета 17, АнКВИ 510, КОСГУ 510) Кредит 0 201 26 610 (увеличение забалансового счета 18, АнКВИ 610, КОСГУ 610)
— отражен возврат остатка средств, перечисленных ранее в обеспечение заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке, а также начисленных процентов на остаток средств на счете.

Читайте также:  Сумма пособия по беременности и родам в 2022 году

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оплата оператору электронной площадки за победу в аукционе, а также оплата услуг банка по перечислению средств (банковская комиссия) могут быть отражены в учете с применением подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. В свою очередь, проценты на остаток средств на счете подлежат отражению с применением подстатьи 124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств» КОСГУ.
Получая банковские проценты, бюджетное учреждение в данном случае не нарушает запрет на размещение депозитов в кредитных организациях.

Бухгалтерский учет обеспечения заявки в аукционе

‣ УТВЕРЖДАЮ
‣ 2.Требования к участникам аукциона 2.1.
‣ Бухгалтерский учет расходов *.
‣ Бухучет расходов на участие в торгах.
‣ Принципы бухгалтерского учета
‣ обеспечение заявки на участие в торгах
‣ Обучение и помощь в аукционе.
‣ PDF УТВЕРЖДЕНО
‣ PDF Утверждено

При этом размер обеспечения заявки на участие в торгах устанавливается с учетом требований ч. 27 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ. Обеспечение заявки будет перечисляться с р\сч юр.лица, т.к.именно оно зарегистрировано на площадке и имеет ЭЦП, которое после торгов опять. Согласно п. 267 Инструкции № 157н данные денежные средства подлежат учету на счете 0304 01000 «Расчеты по средствам Денежные средства, поступившие в автономное учреждение в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе), относятся к денежным средствам, полученным во временное распоряжение.

Бухгалтерский учет обеспечения участия в электронных торгах

После заключения контракта с заказчиком с его лицевого счета снимается заблокированная сумма обеспечения и комиссия за услуги платформы. Важно, чтобы эта сумма была документально подтверждена. Электронные документы являются подлинными, если они заверены электронной цифровой подписью.

Торги, организованные как конкурс, выигрывает участник, предложивший наилучшие условия. В объявлении указывается максимально возможная цена. Конкурс проводится при участии конкурсной комиссии, сформированной заранее.

Читайте также:  Ветеран Труда Федеральный Льготы В 2022 Году

Бухгалтерский учет средств для участия в торгах

По результатам проведенных торгов с организацией заключен договор купли-продажи оборудования, не требующего монтажа, согласно которому стоимость приобретенного оборудования составила 900 000 руб. Задаток за участие в торгах внесен на расчетный счет организации, признанной банкротом, в размере 100 000 руб. Соглашение о зачете задатка в счет оплаты объекта ОС заключено в день подписания сторонами договора купли-продажи ОС.

Интересно, что такое явление, как несостоятельность одной фирмы, может все же вести к тому, что свою платёжеспособность потеряют и другие организации, являющиеся ее партнёрами. Получается, что финансовая несостоятельность носит лавинообразный характер. И если российское законодательство регулирует процесс урегулирования споров при образовании задолженности между российскими фирмами, то контролируемая задолженность перед иностранной организацией требует присутствия одного либо нескольких резидентов этой самой организации.

Бухгалтерские и юридические услуги

При участии в электронных аукционах по госзаказу площадки не взимают плату за свои услуги. А вот участие в закупочных процедурах по коммерческому заказу, как правило, платное, в соответствии с тарифами электронной площадки. Чаще всего площадки берут плату за свои услуги с победителя аукциона. То есть при заключении контракта с заказчиком на лицевой счет поставщика поступает не вся сумма, заблокированная в счет обеспечения заявки, а за вычетом комиссии оператора электронной площадки:

Для участия в электронных аукционах участники перечисляют денежные средства на свой лицевой счет, открытый у оператора электронной площадки. Средства на этом лицевом счете являются собственностью организации, она сохраняет за собой право распоряжаться ими по своему усмотрению и вывести на свой расчетный счет в любой момент. Однако при подаче заявки на участие в электронном аукционе, организация автоматически дает распоряжение оператору площадки заблокировать часть денежных средств, хранящихся на лицевом счете, в размере обеспечения заявки. При недостаточности средств на лицевом счете площадка просто не даст возможность подать заявку, поэтому многие организации предпочитают хранить на своих лицевых счетах суммы «с запасом», чтобы не перечислять отдельно под каждую процедуру.

Бухгалтерский учет средств для участия в торгах

Возможность заключения договора путем проведения торгов предусмотрена гл. 28 «Заключение договора» ГК РФ. В частности, в ст. 447 ГК РФ установлено, что в таком слу-чае проводятся аукцион или конкурс и договор заключается с лицом, выигравшим их, то есть с тем, кто предложил на аукционе наиболее высокую цену, а по конкурсу — лучшие условия.

Для признания всех расходов, связанных с торгами, организация должна докумен-тально подтвердить не только уплату взноса участника, оформление банковской гарантии и сумму компенсации банку, но и факт участия в конкурсе.

Выпуск от 20 июня 2022 года

При осуществлении государственных закупок определение поставщиков по государственному контракту производится в том числе конкурентным способом (ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ). Под конкурсом понимается конкурентный способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч. 2, 3 ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ).

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, касающиеся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, регулируются Федеральным законом от 05.04.2022 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 44-ФЗ).

Виктор Юрьевич
Блогер, юрист. Жилищный юрист - отвечаю на вопросы ЖКХ.
Оцените автора
Бесплатная Юридическая Помощь на LAWgrupp.ru