44г 26 лет выслуги обеспечение жильем военнослужащих по окончанию контракта

Содержание

44г 26 лет выслуги обеспечение жильем военнослужащих по окончанию контракта

.
В случае назначения на должность приказом, изданным по истечении 6 месяцев в распоряжении — немедленно обжалуйте его в суд. Тут, в числе прочео, пригодится 2-й экз. указанного мной рапорта с отметкой о регистрации.

Не удивлюсь, если Вас «переназначат» в распоряжение другого начальника тоже подальше от Москвы — с той же целью. Такое сейчас тоже практикуется.
Не смиряйтесь и с этим — обжалуйте в суд. Гарантии выигрыша нет, как и у Вас — другого выхода, кроме как бороться.

Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от г

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее — ФГКУ «Западрегионжилье») Когута Д.И. на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 29 июня 2022 г. и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 22 октября 2022 г. по заявлению военнослужащего войсковой части старшины Тихона Н Н об оспаривании решения заместителя начальника управления ФГКУ «Западрегионжилье» об отказе заявителю в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих

Из материалов дела следует, что Т., родившийся в 1971 г., заключивший первый контракт до 1 января 1998 г. и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, с сентября 1994 года проходит военную службу в воинской части, дислоцированной за пределами территории Российской Федерации.
В феврале 2022 года Т. обратился с заявлением к начальнику ФГКУ «Западрегионжилье», в котором просил принять его на жилищный учет в избранном месте жительства после увольнения с военной службы в запас по истечении срока контракта в г. Санкт-Петербурге.
Решением заместителя начальника ФГКУ «Западрегионжилье» от 20 марта 2022 г. заявителю отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с непредставлением документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение Т. оспорил в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что общая продолжительность военной службы заявителя составляет более 20 лет, он подлежит увольнению с военной службы по истечении срока контракта и по месту военной службы за пределами территории Российской Федерации не может быть в силу закона обеспечен жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, в связи с чем он имеет право на обеспечение жилищем в избранном постоянном месте жительства. Суд апелляционной инстанции с выводами гарнизонного военного суда согласился.
Однако такие выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
В суде установлено, что заявитель, заключивший первый контракт до 1 января 1998 г. и подлежащий в связи с этим обеспечению по месту военной службы жилым помещением для постоянного проживания, после истечения в сентябре 2022 года срока контракта о прохождении военной службы заключил новый контракт сроком на один год.
Эти обстоятельства имеют существенное значение для дела.
В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., подлежат обеспечению жилыми помещениями по избранному месту жительства лишь при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Между тем, как следует из материалов дела, Т. проходит военную службу на должности, предельного возраста пребывания на военной службе не достиг. Что касается представленной заявителем в суд кассационной инстанции не заверенной надлежащим образом копии заключения военно-врачебной комиссии от 6 апреля 2022 г., то есть после принятия жилищным органом оспариваемого решения, то это обстоятельство не может учитываться при рассмотрении данного дела.
Отсутствие возможности обеспечения заявителя по месту военной службы за пределами территории Российской Федерации жилыми помещениями в собственность или по договору социального найма не предполагает распространения на него положений абзаца двенадцатого п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» как на военнослужащего, обеспечиваемого на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
Право на обеспечение такими жилыми помещениями по месту военной службы заявитель приобретет в случае ее продолжения на территории Российской Федерации.
Таким образом, вывод судов о незаконности решения заместителя начальника ФГКУ «Западрегионжилье» об отказе заявителю в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на законе не основан.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны защита охраняемых законом публичных интересов, что явилось основанием для отмены Судебной коллегией по делам военнослужащих в кассационном порядке решения Смоленского гарнизонного военного суда от 29 июня 2022 г. и апелляционного определения Московского окружного военного суда от 22 октября 2022 г. и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

Этапы увольнения по окончанию контракта

Одна из причин увольнения военнослужащих граждан — окончание контракта, заключенного с ВС РФ. В данном случае нет необходимости писать рапорт об уходе, так как процедура окончания службы проходит в автоматическом режиме.

В этих случаях при общем стаже службы 10 и более лет, государство обязано обеспечить жильем военного, который состоит на учете в статусе нуждающегося в улучшении жилищных условий. Помощь государства может быть оказана путем:

Военный найм жилья как продлить на жилье

Заявление о регистрации ограничения (обременения) права собственности подается в Росреестр не позднее чем через месяц со дня заключения договора (п. 2 ст. 674 ГК РФ; ч. 2, 4, 5 ст. 51 Закона N 218-ФЗ). Действия наймодателя при истечении срока договора В обеспечение преимущественного права нанимателя наймодатель обязан не позднее чем за три месяца до окончания срока договора известить нанимателя (абз. 2 ст.

ГлавнаяПродление и изменение договора найма жилого помещения Зачастую, после подписания договора найма, работа с документами не заканчивается. Сторонам нередко приходиться изменять положения достигнутого соглашения, особенно в случае, когда жилье передается в пользование на несколько лет. … Содержание:

Перечень документов на постоянное жилье военнослужащим

Военный стаж – показатель, который может увеличивать размер субсидии. Определено четыре категории военнослужащих, к которым при наличии стажа более десяти лет применяется поправочный показатель:

Дата принятия военнослужащих на учёт нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов, указанных в пункте 1 Инструкции.

Постановление Президиума Сахалинского областного суда от 20 мая 2022 г

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 23 сентября 2022 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 07 декабря 2022 года, заявление Гилева Д.О. удовлетворено частично. Признано незаконным решение комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по жилищным вопросам об отказе в распределении Гилеву Д.О. жилого помещения, расположенного по адресу: «адрес». Этим же решением на администрацию города Южно-Сахалинска в лице комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по жилищным вопросам возложена обязанность принять решение о предоставлении Гилеву Д.О. этой квартиры. В удовлетворении требования об отмене того же решения комиссии по жилищным вопросам отказано.

В этой связи не могут быть признаны состоятельными доводы в надзорной жалобе об отсутствии у военнослужащего Гилева Д.О. права на повторное заселение на условиях договора социального найма жилого помещения, относящегося к муниципальному жилищному фонду и освобожденного другим военнослужащим.

44г 26 лет выслуги обеспечение жильем военнослужащих по окончанию контракта

Если офицер (или прапорщик) согласен с предлагаемым ему вариантом, то о своем решении он письменно сообщает в подразделение ДЖО МО РФ в пятидневный срок (течение срока начинается со дня вручения военнослужащему под роспись уведомления). Если военнослужащий решит отказаться от предлагаемого ему жилого помещения служебного фонда, он также обязан в указанные сроки уведомить об этом подразделение ДЖО МО РФ.

Право на предоставление служебных жилых помещений; основные отличия от предоставления жилого помещения для постоянного проживания, перечень документов для включения военнослужащих в Список на предоставление служебного жилья;

44г 26 лет выслуги обеспечение жильем военнослужащих по окончанию контракта

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 года № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время», прошу обеспечить меня вещевым обеспечением, также военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, увольняемые по собственному желанию, общая продолжительность военной службы которых составляет свыше 20 лет, имеют право на денежную компенсацию за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого возникло в течение последних 12 месяцев военной службы.

Также прошу произвести подсчет выслуги , согласно п.14 ст.34 Положения о порядке прохождения военный службы, перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством РФ исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения, и
согласно Наставлению по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации- Личные дела офицеров подлежащих увольнению заблаговременно направляются в финансовые органы для составления расчета выслуги лет на пенсию, которые затем приобщаются к личным делам.
При этом, при увольнении офицеров в запас должностные лица воинских частей обязаны выдать военнослужащим предписания, и переслать в день вручения предписания их личные дела в соответствующие военные комиссариаты по избранному месту жительства после подшивки в них выписки из приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава части, и внесения в послужные списки офицеров данных об увольнении (исключении из списков личного состава) со ссылкой на соответствующие приказы.
Личное дело прошу направить для постановки на воинский учет в __________ РВК Московской области

Читайте также:  Пособие Многодетным Семьям В 2022 Году Вологда

Жилье фсб 2022

СИМФЕРОПОЛЬ, 6 сен – РИА Новости (Крым). Новые многоквартирные жилые дома для сотрудников ФСБ России сдали в эксплуатацию в приграничных городах Армянск и Джанкой. Служебное жилье получили 650 семей военнослужащих, сообщили в пресс-службе Погрануправления ФСБ России по РК.

В Севастополе ключи от новых квартир получили почти сто семей пограничников. Пока это первый дом, построенный в Крыму специально для сотрудников Федеральной службы безопасности. Но до конца года на полуострове появятся еще несколько жилых комплексов.

Выслуга лет в налоговой полиции

6. Входит ли стаж госслужбы с 01.07.2022 по 01.02.2022 в наркоконтроле (должность с классным чином) в стаж правоохранит. Службы там же? Не засчитывают этот период ( (, следовательно, не получается минимальная выслуги 20 лет ( (. Пост. Прав.254. Хотя в налоговой полиции стаж в этой же должности засчитали Пост. Прав. 941. Спасибо.

7.1. Потому что, когда Вы служили в налоговой полиции, то это была правоохранительная служба, а сейчас у Вас военная служба, соответственно в выслугу она не идет. Вот наоборот может, то есть военная в правоохранительную, в гражданскую.

44г 26 лет выслуги обеспечение жильем военнослужащих по окончанию контракта

Смерть родственников (в том числе и ближних, к которым дедушка не относится) не является основанием для досрочного увольнения с военной службы в общем, и службы по призыву в частности. Основания досрочного увольнения перечислены в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Можете убедиться сами

Помогите пожалуйста разобраться с моей ситуацией. Выслуга более 25 кал. лет. Несколько лет назад был направлен в международную организацию и соответственно переведен в распоряжение начальника главного управления международного военного сотрудничества. Денежное довольствие МО не платилось. Срок окончания командировки совпал со сроком окончания контракта с МО РФ, поэтому три месяца назад написал рапорт на увольнение. Вернулся за день до окончания контракта в ГУМВС и перевожусь в распоряжение начальника управления, которому подчиняется часть, где служил до командировки. В отделе кадров этого управления собираются перевести меня в мою часть для постановки на должность, обосновывая это тем, что нельзя уволить без должности, так как предыдущую я сдал несколько лет назад и они не могут расчитать пенсию по ней. Вопрос — должен ли я принимать новую должность и ждать увольнения с просроченным контрактом несколько месяцев или есть возможность уволится из распоряжения по предыдущей должности. В законах, указах и приказах ответа не нашел. Спасибо.

Рапорт на направление ввк образец военнослужащему

Составить рапорт на увольнение военнослужащего по контракту необходимо правильно. Для этого следует придерживаться стандартного содержания и правил заполнения. Кроме того, не следует забывать о необходимых документах, прилагаемых к нему. В результате его рассмотрения будет вынесено конкретное решение, которое может быть обжалованию в установленном порядке.

Согласно Постановлению Правительства России к перечню болезней, препятствующих дальнейшей деятельности в рядах армии, относятся такие: туберкулез, СПИД, рак, лепра, сифилис, болезни крови, доброкачественные образования с нарушениями функций, психические расстройства, проблемы с эндокринной системой, эпилепсия. Подтверждение такого факта ухудшения здоровья и является поводом, чтобы военнообязанный мог уволиться.

44г 26 лет выслуги обеспечение жильем военнослужащих по окончанию контракта

Как установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, спорная квартира, ранее находившаяся на балансе войсковой части 3660 и впоследствии переданная в собственность муниципальному образованию «Город Новочеркасск», освободилась за выездом к новому месту службы полковника медицинской службы ФИО10, была сдана им по акту приема-передачи от 11 апреля 2022 г. войсковой части 3660 и распределена как вторичное жилье очереднику войсковой части 3660 Я.В.В, и членам его семьи в качестве служебного жилого помещения решением жилищной комиссии части от 27 мая 2022 года (л.д. 8-12, 22-24, 26).

Следовательно, праву военнослужащих на предоставление им жилых помещений в случае их освобождения военнослужащими и членами их семей корреспондирует обязанность органов местного самоуправления по распределению освободившихся помещений также военнослужащим и членам их семей.

Правовой режим служебного жилого помещения: проблемы правового регулирования и правоприменения (Окончание)

Отсюда можно сделать, хотя и достаточно спорный, вывод о том, что граждане, правомерно занимающие указанное жилье, вправе с соблюдением установленного порядка приватизировать занимаемое жилое помещение. Во-вторых, как показывает правоприменительная практика, жилые помещения, занимаемые гражданами, в том числе военнослужащими, не всегда обладают статусом служебного жилого помещения, несмотря на указание на это в договоре найма или в ордере. По мнению автора настоящей статьи, в случае отсутствия решения уполномоченного органа о признании жилого помещения служебным (повторюсь, — органа местного самоуправления или органа, осуществляющего управление жилищным фондом), при определенных обстоятельствах, гражданин, занимающий такое жилое помещение, скорее всего, в судебном порядке сможет признать право собственности на жилое помещение. Данный вывод автора подтверждается материалами судебной практики судов различных инстанций. Пример 1. Как следует из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2022 года (дело N 35-В06-12), Н. обратилась в суд с иском к администрации Центрального района г. Твери, администрации г. Твери о защите права на приватизацию, указывая, что необходимо признать ошибочной запись в ордере N 13593 от 5 июля 1989 года о том, что он является служебным, а также обязать ответчиков передать ей в собственность жилое помещение квартиры. Решением Центрального районного суда г. Твери от 15 сентября 2022 года в удовлетворении исковых требований Н. отказано. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2022 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации. Дело надлежит передать для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции — президиум Тверского областного суда. Судом установлено, что в соответствии с решением от 19 июня 1989 года N 176-1 исполнительного комитета Центрального районного Совета народных депутатов г. Калинина (г. Твери) производственному жилищному ремонтно-эксплуатационному управлению разрешено использовать под служебную жилую площадь отдельную двухкомнатную квартиру. Протоколом заседания цехкома ПЖРЭУ Центрального района г. Твери N 8 от 22 июня 1989 года данная жилая площадь была предоставлена слесарю ЖЭУ N 3 Н. И. и выдан ордер N 13597 от 5 июля 1989 года на состав семьи из трех человек. Разрешая дело и отказывая в иске, суд пришел к выводу о том, что занимаемая истицей жилая площадь является служебной и поэтому в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой служебные жилые помещения не подлежат приватизации, она не подлежит приватизации. Между тем, по мнению заявителя, судом сделан вывод о том, что спорная жилая площадь является служебной, без достаточных оснований и в нарушение требований норм материального права. В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости. Таких доказательств ответчиками не представлено. Поэтому, по мнению заявителя, суд неправомерно признал служебным занимаемое истицей жилое помещение и отказал ей в приватизации этого помещения. Дело по иску Н. к администрации Центрального района г. Твери, администрации г. Твери о защите права на приватиза цию направить для рассмотрения по существу в президиум Тверского областного суда. Пример 2. Как следует из Определения Московского областного суда от 16 мая 2022 г. по делу N 33-7358, Е. обратилась с иском о признании права собственности на жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры по адресу: Московская область, Ленинский район, пос. Дубровский, ул. Турова. Свои требования обосновывала тем, что является нанимателем спорной жилой площади, где проживает с несовершеннолетним сыном Вячеславом 1993 года рождения. До настоящего времени она не может оформить право собственности на это жилое помещение по причине отказа ей в приватизации этого жилья. Ответчики иск не признали. Суд постановил решение, которым в удовлетворении требований истице отказал. Не согласившись с решением суда, в кассационной жалобе Е. просит его отменить как незаконное и необоснованное. Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит жалобу обоснованной. Из материалов дела видно, что на основании ордера от 19.03.98 бывшим мужем истицы Е. был заключен договор найма этого жилого помещения. После признания решением Видновского горсуда Московской области от 15.04.05 Е. В. умершим нанимателем стала истица и с ней был заключен договор найма спорного жилого помещения, в котором она проживает с несовершеннолетним сыном Вячеславом 1993 года рождения. В обоснование отказа в удовлетворении требований истицы суд указал, что приватизация жилых помещений, находящихся в собственности общественной организации, а также служебных жилых помещений (ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») не предусмотрена. Оснований считать, что данное жилое помещение принадлежит по праву собственности общественной организации в лице Московского областного объединения организаций профсоюзов, не имеется, поскольку каких-либо доказательств этого суду не представлено. Не имеется и оснований считать, что данная жилая площадь является служебной, поскольку правоустанавливающих документов о признании ее таковой также не имеется. При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. По мнению судебной коллегии, данные обстоятельства установлены в полном объеме. Это подтверждается тем, что истица с несовершеннолетним ребенком на законном основании по договору найма проживает на спорной жилой площади, которая не является служебной и не принадлежит по праву собственности общественной организации. По правилам ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный жилищный фонд), по договору найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. Суд постановил: решение Видновского городского суда Московской области от 28 февраля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Е. удовлетворить. Признать за Е. и ее несовершеннолетним сыном Е. В. право собственности по 1/2 доле каждому на жилое помещение по адресу: Московская область, Ленинский район, пос. Дубровский, ул. Турова, дом 6, кв. 90. Данное решение является основанием регистрации прав собственности на недвижимое имущество в органах государственной регистрации.

Читайте также:  Какие Льготы Положены Пенсионеру По Налогу На Землюв Загрязненной Зоне За 2022 Г

Вопрос: Имею ли я право на получение служебного жилья? Проживаю в Санкт-Петербурге с 1984 г., в 2022 г. назначен на воинскую должность в воинскую часть г. Пушкино, прописан при части с 2022 г., участник ипотечной системы обеспечения жильем, недвижимого имущества нет; в 2022 г. выписан из квартиры родителей общей площадью 54,8 кв. м, жилой — 40,24 кв. м, в которой проживало пять человек. В 2022 г. отказался от включения в долю по договору приватизации квартиры в Санкт-Петербурге. Ссуду на приобретение жилья не получал. («Право в Вооруженных Силах», 2022, N 3)

Военнослужащий имеет право

Имеет только если уходит по здоровью,оргам и предельному возрасту. Получить реально только ГЖС, которого явно не хватит на покупку квартиры. Пока народ получает только так. Насчет того что не получишь — гон. Главное основание и не делать глупостей из разряда — готов обеспечиться жилым помещением после увольнения из ВС РФ. Тогда не получишь никогда. Насчет части суммы за выслугу лет — гон не основанный на законе. У меня 18 человек ОШМщиков ГЖС получили и 1 по здоровью. У всех выслуги недобирается до 20 лет.

Надо выслугу иметь от 20 лет. И то, если вы прописаны, например, у родителей, то можно подать документы на расширение ( если, конечно, на всех площади по метражу не хватает). Другой вариант, если вы не из Москвы и МО, то пропишитесь в части, где служите, при увольнении вас не уволят со службы в «никуда» без жилья.
Да, еще, кто поступил на службу до 1998г. обещают обеспечить жильем.

44г 26 лет выслуги обеспечение жильем военнослужащих по окончанию контракта

1. Сущность и гарантии жилищных прав военнослужащих и членов их семей
2. Право военнослужащих на получение жилых помещений в жилищном фонде социального использования
3. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих
4. Особенности обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями. Жилищный договор
5. Формы реализации права на жилище лиц, увольняемых и уволенных с военной службы

Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с ЖК РФ, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе и ведомственными.
Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.
Гарантии жилищных прав указанных лиц обусловлены статусом военнослужащего, который определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.
Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством. Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:
— во-первых, обладание военнослужащим гражданством своего государства и общим правовым статусом личности, включающим в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам, в том числе и в жилищной сфере (указанное правило не изменилось в связи с предоставлением с 2022 г. возможности прохождения в России военной службы иностранным гражданам, так как указанные лица имеют жилищные права на территории государства, гражданами которого они являются, а также в определенных формах и на территории России);
— во-вторых, исполнение военнослужащим обязанностей в сфере обороны и безопасности государства, связанных с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, т.е. наличие специального (особого) правового статуса — общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности. Последние не должны препятствовать исполнению военнослужащими обязанностей в сфере обороны и безопасности, т.е. они должны быть «совмещены» с интересами военного дела или иной области общественных отношений, в которой федеральным законодательством предусмотрено прохождение военной службы в целях реализации функций государства.
Таким образом, права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в конституционных правах и свободах. В целях компенсации указанных ограничений государство предоставляет военнослужащим определенные права. Права военнослужащих, связанные с прохождением ими военной службы, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов.
Особый характер обязанностей военнослужащих, в том числе по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита, обеспечение военной безопасности Российской Федерации, и связанные с ними ограничения некоторых гражданских прав устанавливаются Федеральным законом «О статусе военнослужащих», другими законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим предоставлением социальных гарантий и компенсаций.
Гарантии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию прав и свобод военнослужащих. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращение в суд (субъективные гарантии).
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» закрепляет важное положение о том, что «государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений» (п. 1 ст. 15), тем самым относя их к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным действующим законодательством. Это не лишает военнослужащих возможности приобретения жилья при желании и в других установленных законом формах.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей служебные жилые помещения предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы.
Гарантии включают в себя льготы и компенсации. Основным правовым актом, в котором изложены нормы о льготах военнослужащим, является Федеральный закон «О статусе военнослужащих», а также действует ряд других законодательных и иных нормативных правовых актов, речь о которых пойдет далее.
Закон закрепляет комплекс социальных гарантий и компенсаций при реализации военнослужащими права на жилище.
Компенсации призваны обеспечить восполнение военнослужащим каких-либо непредвиденных затрат как материального, так и нематериального характера, а также реализовать право на замену отдельных видов натурального обеспечения денежным эквивалентом.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в ст. 15 закрепляет следующие социальные гарантии и компенсации в жилищной сфере военнослужащих, проходящих военную службу по контракту:
— регистрация по просьбе военнослужащих и членов их семей до получения жилья по адресам воинских частей и предоставление на этот период пригодных для временного проживания жилых помещений (п. 3);
— предоставление военнослужащим, имеющим в собственности квартиры, при переводе к новому месту службы служебных жилых помещений или общежития на период службы в данной местности (п. 4);
— обеспечение федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих при общей продолжительности военной службы 10 лет и более жильем за счет государственных жилищных сертификатов. Документы о сдаче жилья по месту службы представляются только при получении постоянных жилых помещений (п. 14);
— предоставление дополнительной жилой площади военнослужащим в воинском звании полковника и выше, а также командирам воинских частей, преподавателям вузов и другим лицам (п. 8);
— бронирование жилых помещений на время службы за границей и в отдельных районах (п. 9);
— безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений (п. 6);
— предоставление первоочередного права по решению органов местного самоуправления на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы или выделение земельных участков под строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и ряда других лиц (п. 12);
— выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до их получения (п. 3);
— обеспечение жильем военнослужащих — граждан Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений (абз. 2 п. 1 ст. 23).
За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в том числе и офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу, и они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 11 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Жилищные права российских военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств, гарантированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также двусторонними международными договорами о статусе и условиях пребывания Российских Вооруженных Сил и других воинских формирований на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств.
Вышеназванные социальные гарантии и компенсации военнослужащих в жилищной сфере позволяют определить военнослужащих как специальных субъектов права в жилищных отношениях.
Военнослужащие — иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках). Они также регистрируются по адресам воинских частей.
С принятием Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2022 г. N 122-ФЗ (далее — новый Закон), который вступил в силу с 1 января 2022 г., система обеспечения военнослужащих жилыми помещениями претерпела существенные изменения, которые заключаются в следующем.
1. Как и прежде, государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений (п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Однако кардинально меняются формы и порядок реализации права военнослужащих на жилище.
2. В то же время, по мнению автора, конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, под таковым понималось жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма в бессрочное пользование или в иной форме (например, оформляемое в собственность военнослужащих).
Новым Законом предусматривается, что для всех указанных категорий военнослужащих предоставляются только служебные жилые помещения на весь период службы, которые после ее окончания подлежат в обязательном порядке освобождению, или на определенный срок — на первые пять лет службы военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. Таким образом, можно сделать вывод, что государство несет обязанность по предоставлению жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей только временного пользования (служебные жилые помещения или общежития в зависимости от принадлежности к той или иной категории военнослужащих).
Необходимо также иметь в виду, что ранее Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР» от 20 июля 2022 г. N 71-ФЗ были внесены изменения в абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которым жилые помещения предоставляются военнослужащим в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих пунктах. Существенным недостатком нововведения является отсутствие каких-либо критериев, позволяющих определить понятие «близлежащие населенные пункты», т.е. данный вопрос отнесен на рассмотрение командования и жилищных комиссий. Однако в любом случае прежде всего должны учитываться интересы службы, боевой готовности, возможность в максимально сжатые сроки прибывать к месту службы в случае экстренной необходимости.
Новым Законом (новая редакция п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих») конкретизировано, что жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих — граждан Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих — граждан Российской Федерации, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2022 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Формы обеспечения при этом могут быть различные: как предоставление жилого помещения по договору социального найма, так и предоставление жилья в собственность.
Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2022 г. в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
3. С 1 января 2022 г. признан утратившим силу п. 7 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в котором был предусмотрен институт субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи на приобретение жилья или его строительство. Указанная форма решения жилищного вопроса военнослужащих зарекомендовала себя с наихудшей стороны, поскольку, с одной стороны, при недостаточности бюджетного финансирования, а с другой — при наличии внебюджетных средств, а также из-за большого количества дискреционных (усмотренческих) полномочий командования, как форма реализации права на жилище не была доступна для широкого круга военнослужащих.
4. С органов местного самоуправления снимается обязанность в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (п. 12 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). С 1 января 2022 г. такая форма реализации права на жилище является правом органов местного самоуправления. Соответственно этому с них снимается обязанность по включению органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов (п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
5. Изменена редакция п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», касающаяся вопросов обеспечения жильем лиц, увольняемых с военной службы.
Обеспечение жильем военнослужащих — граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Таким образом, произошли следующие изменения: во-первых, обязанность по обеспечению жильем увольняемых с военной службы в настоящее время лежит только на федеральных органах исполнительной власти, т.е. возложенная ранее на органы местного самоуправления указанная обязанность с них снимается; во-вторых, провозглашается, что на момент увольнения бывшие военнослужащие в той или иной форме должны быть обеспечены жильем.
В то же время лица, уволенные до 1 января 2022 г. и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственного жилищного сертификата органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При невозможности обеспечить жильем граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2022 г. в муниципальных образованиях, им будет ежемесячно выплачиваться денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
6. Новой формой обеспечения военнослужащих жилыми помещениями является накопительно-ипотечная система, которая вступила в действие с 1 января 2022 г. Порядок функционирования данной системы определен Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2022 г. N 117-ФЗ. Более подробно накопительно-ипотечная система будет рассмотрена ниже.

Виктор Юрьевич
Блогер, юрист. Жилищный юрист - отвечаю на вопросы ЖКХ.
Оцените автора
Бесплатная Юридическая Помощь на LAWgrupp.ru