Ширина Зоны Планируемого Размещения Линейного Объекта

Содержание

Правовые аспекты планировки территорий размещения линейных объектов: московский опыт *

В 2022 году Научно-исследовательскому и проектному институту Генерального плана города Москвы пришлось в рекордные сроки разрабатывать несколько десятков проектов планировки (с проектами межевания в их составе) территорий размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры — участков магистралей улично-дорожной сети города и линий метрополитена. Это обстоятельство и позволяет поделиться некоторым накопленным опытом понимания названных проблем и путей их решения.

Однако, несмотря на неизбежность внесения изменений, разрабатывать документацию по планировке для размещения линейных объектов, а именно проекты планировки с проектами межевания в их составе, необходимо. И не только потому, что именно на этой стадии градостроительного проектирования возможно комплексно учесть всю совокупность социальных, экологических и экономических факторов и ограничений, определяющих эффективность размещения объектов и последующую роль территории размещения в развитии города или системы расселения. Не менее важно и то, что только посредством документации по планировке обеспечивается подготовка той совокупности взаимосвязанных правовых оснований, которые необходимы для дальнейшего строительства или реконструкции линейных объектов. И если обеспечение эффективного планировочного решения — цель, то подготовку таких оснований можно рассматривать в качестве основных задач разработки проектов планировки территорий размещения линейных объектов.

Ширина Зоны Планируемого Размещения Линейного Объекта

требований к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам таких объектов, влияющим на их внешний облик и (или) на композицию, а также на силуэт застройки исторического поселения;

б) границы зон планируемого размещения линейных объектов, устанавливаемые в соответствии с нормами отвода земельных участков для конкретных видов линейных объектов с указанием границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, входящих в состав линейных объектов, обеспечивающих в том числе соблюдение расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования. Места размещения объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта, подлежат уточнению при архитектурно-строительном проектировании, но не могут выходить за границы зон планируемого размещения таких объектов, установленных проектом планировки территории;

Зоны планируемого размещения линейных объектов различных видов

4.1.1.8 Направление трасс автомобильных дорог I — III категорий, прокладываемых по лесным массивам, по возможности, должно совпадать с направлением господствующих ветров в целях обеспечения естественного проветривания и уменьшения снегозаносов.

В случае прокладки автодорог III — V категории по мелиорированным сельскохозяйственным угодьям (пашня, орошаемые или осушенные земли, а также земли, занятые ценными сельскохозяйственными культурами (сады и др.)) земляное полотно следует проектировать без устройства кавальеров и без резервов.

Законность определения зоны размещения объектов местного значения в составе проекта планировки

Иной подход противоречит целям территориального планирования (обеспечение условий устойчивого развития территорий), так как уполномоченный орган утверждает заведомо нереализуемый проект планировки территории.

— в — третьих, в рассматриваемом случае, проект планировки территории является основанием для прохождения государственной экспертизы при получении застройщиком (инициатор утверждения проекта планировки территории) разрешения на строительство многоквартирных жилых домов.

Новое в правовом регулировании размещения линейных объектов (Корякин В

Универсальный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, действовавший до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ, зачастую не учитывал особенности размещения линейных объектов, что приводило к возникновению существенных затруднений на практике — как при предоставлении, так и при последующем использовании таких земельных участков.
Ранее действовавшее правовое регулирование предусматривало лишь два способа предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
— с предварительным согласованием места размещения объекта;
— без предварительного согласования места размещения объекта.
Однако при проведении каждой из указанных процедур в полной мере не учитывались особенности размещения линейных объектов. Так, при предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта варианты размещения объектов капитального строительства (в том числе линейных объектов) определялись посредством проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами. Однако ни один федеральный закон не регулировал порядок и степень участия каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления или различных организаций в процедуре предварительного согласования места размещения объекта, что являлось причиной различных злоупотреблений на практике.
Кроме того, перечень таких согласований определялся органами местного самоуправления по их усмотрению при отсутствии каких-либо критериев целесообразности получения того или иного согласования.
При осуществлении процедуры предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта также в полной мере не учитывалась специфика всей процедуры размещения линейного объекта, прежде всего из-за необходимости проведения торгов по продаже земельного участка или права его аренды, что противоречило сложившимся рыночным условиям деятельности отраслевых организаций, в том числе субъектов естественных монополий.
Законом N 171-ФЗ порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, существенно изменен, в том числе в целях размещения линейных объектов.
Так, по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков в аренду для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, осуществляется без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (в том числе объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения, линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий, автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения), а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Необходимо отметить, что предусмотренный земельным законодательством этап предварительного согласования предоставления земельного участка не является аналогом ранее действовавшего порядка предварительного согласования места размещения объекта.
Положения статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации с 1 марта 2022 года утратили силу. Требование о подготовке и согласовании акта выбора земельного участка как документа, дублирующего градостроительный регламент и документацию по планировке территорий, исключено из Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее — Минэкономразвития России) от 12 января 2022 года N 1.
10 февраля 2022 года Минэкономразвития России издан Приказ N 55 «О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 12 января 2022 года N 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», которым предусмотрено в том числе указание на то, что документ «Справка уполномоченного органа об отнесении объекта к объектам регионального или местного значения» (далее — Справка) прилагается к заявлению в случае предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов регионального или местного значения. Представление указанного документа не требуется в случае размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, не относящихся к объектам регионального или местного значения. Также представление указанного документа не требуется в случае размещения объекта федерального значения. Справка является документом, подтверждающим соблюдение требований, установленных пунктом 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае размещения объектов регионального или местного значения.
До введения в действие с 1 марта 2022 года новых положений земельного законодательства Российской Федерации срок оформления прав на земельный участок составлял более одного года. С учетом изменений, предусмотренных Законом N 171-ФЗ, и исключения из земельного законодательства лишних административных процедур, таких как предварительное согласование места размещения объекта, принятие решений об образовании земельного участка, о предоставлении земельного участка, срок оформления прав на земельный участок для размещения линейного объекта существенно сокращен.

Читайте также:  Какую сумму составляет гсп в тульской области

Вопрос правового регулирования линейных объектов всегда был и до сих пор является одним из самых сложных в российском земельном и градостроительном законодательстве. Изменения, внесенные Федеральным законом от 23 июня 2022 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 171-ФЗ), облегчили ситуацию с размещением линейных объектов и определили направление развития земельного и градостроительного законодательства в области правового регулирования использования земель и земельных участков в целях размещения линейных объектов.
Так, Законом N 171-ФЗ пересмотрены концептуальные подходы к решению вопроса о размещении линейных объектов посредством совершенствования порядка предоставления земельных участков и порядка их образования, а также посредством введения в законодательство Российской Федерации новых институтов и механизмов, направленных на повышение эффективности использования земель и земельных участков в целях размещения линейных объектов и управления земельным фондом в целом.
Также в последнее время принят ряд федеральных законов, существенно поднимающих на другой уровень вопрос правового регулирования размещения линейных объектов.
Вместе с тем проблемы, возникающие при определении правового режима земельных участков, на которых расположены линейные объекты, при установлении охранных зон, а также при последующих эксплуатации, реконструкции, ремонте таких объектов, требуют законодательного решения.

Проект планировки и межевания территории линейного объекта

Ранее 2022 года строительство разного рода линейных объектов происходило на основании градостроительного плана. Тогда были приняты законодательные изменения, которые регламентировали использовать для этой цели проекты планировки и межевания территории на линейные объекты. Какие именно объекты подразумеваются под линейными? Обычно к ним относятся разного рода энергетические, а также транспортные объекты. Если говорить с большей степенью конкретности, то это относится к таким объектам, как газопроводы, линии электропередач, автомобильные или железные дороги или другие аналогичного типа структуры. В их число входят горячий и холодный водопровод, отвод воды, теплотрассы. Сложность планирования постройки таких сооружений состоит не только в том, что для них нужно найти место, где они могут быть размещены.

Читайте также:  Повышение Зарплаты Сотрудникам Пфр В 2022 Году

Конечно, подвод, например, газа — это жизненно важный вопрос. Однако если его сделать, к примеру, по прямой, то он может пройти через самые различные участки земли и строения. Это не всегда юридически приемлемо. Поэтому его располагают таким образом, чтобы требования законодательства не были нарушены. Какие факторы могут повлиять на процесс планирования?

Земельный участок входит в границы планируемого размещения объектов транспорта – в предоставлении данного участка в собственность, правомерно откажут

Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно ч. 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке. Пунктом 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, заявление общества удовлетворено. Суд исходил из того, что установление красных линий по границам уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков нормами земельного и градостроительного законодательства не предусмотрено, поэтому в силу ст. 12 и 13 ГК РФ является невозможным применение постановления о планировке; из представленных администрацией в материалы дела документов территориального планирования не усматривается, что на испрашиваемом земельном участке планируется размещение объекта местного значения — дороги, поскольку предъявленный в судебном заседании генеральный план муниципального образования, в том числе его графическая часть (схемы и чертежи), напечатан в черно-белом варианте, в то время как схема транспортной инфраструктуры предполагает условное цветное обозначение различных зон, а условные обозначения (пояснительный текст на схеме) напечатаны нечитаемым мелким шрифтом, что не позволяет идентифицировать и соотнести место расположения испрашиваемого земельного участка и планируемой дороги.

Ширина Зоны Планируемого Размещения Линейного Объекта

Проектом планировки установлены границы зон планируемого размещения объектов регионального значения – инженерной и транспортной инфраструктуры. Зона инженерной инфраструктуры установлена по границам земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства регионального значения в долгосрочную аренду. В составе проекта планировки определены границы зон с особыми условиями использования территорий (в том числе охранных зон) планируемых к размещению линейных объектов регионального значения.

В соответствии с СТП Нефтеюганского района проектируемые объекты размещены в границах функциональных зон: добычи полезных ископаемых, транспортной инфраструктуры и территорий, покрытых лесом и кустарником. В соответствии с правилами землепользования и застройки межселенной территории Нефтеюганского района, проектируемые объекты частично расположены в территориальных зонах добычи полезных ископаемых и транспортной инфраструктуры. Проектируемые объекты планируется к размещению преимущественно на землях, относящихся по целевому назначению к категории земель лесного фонда. Земли лесного фонда расположены на лесном участке Нефтеюганского урочища и находятся в ведении территориального отдела Нефтеюганского участкового лесничества.

Размещение линейного объекта на планируемой территории

Во временное пользование на период строительства необходимо оформить землеотвод площадью 50504 м2, представляющий собой полосу земли вдоль линии газопровода 10,5 м, для обеспечения размещения строительных механизмов, хранения отвала и резерва грунта, включая растительный.

Мероприятия по изъятию земельных участков и возмещению убытков правообладателям земельных участков не проводятся, основная часть трассы газопровода расположена на землях общего пользования д. Подберезье, принадлежащих Подберезскому сельскому поселению, и частично проходит по земельным участкам других собственников.

Положения о размещении линейного объекта

Информация о необходимости осуществления мероприятий по защите сохраняемых объектов капитального строительства (здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено), существующих и строящихся на момент подготовки проекта планировки территории, а также объектов капитального строительства, планируемых к строительству в соответствии с ранее утвержденной документацией по планировке территории, от возможного негативного воздействия в связи с размещением линейных объектов.

Читайте также:  Код Вычета 127 В 3 Ндфл 2022 Куда Поставить

Проектом планировки территории предусмотрено строительство путепровода через пути Павелецкого направления Московской железной дороги взамен существующего переезда. Планируемый путепровод пересекает железнодорожные пути под углом 35 градусов и размещается южнее существующего переезда.

Проекты планировки и межевания линейных объектов

Планирование строительства линейных объектов осуществляется на достаточно больших участках земли и сами они при прохождении могут пересекать, соседствовать или каким-либо образом влиять на собственность других лиц, затрагивая частично их права.

  • Формирование плана осуществляется исключительно после составления задания на его оформление;
  • Созданием плана может заниматься специалист, имеющий соответствующую квалификацию кадастрового инженера и допущенный к формированию пути прохождения линейного объекта. Такой специалист может быть зарегистрированным физ. лицом, а также сотрудником частной компании или органа муниципалитета;
  • Составление плана прохождения линейного объекта должно иметь под собой основания в форме правовых актов различных органов власти;
  • В процессе проведения работ обязательно должна учитываться имеющаяся информация относительно земельных участков, расположенных на них объектах, а также проходящих линейных сооружениях;
  • Разработанный план в обязательном порядке подлежит согласованию на открытом слушании в присутствии всех лиц, чьи права или интересы могут быть затронуты в процессе прокладки коммуникаций и прочих объектов;
  • Составленный проект должен быть утвержден органом муниципалитета, а также теми службами, которые контролируют соблюдение определенных норм (инженерных, строительных, экологических) и т.д.

Норматив градостроительного проектирования Планировка территории для размещения линейных объектов

Выбор трассы автомобильной дороги должен основываться на сопоставлении вариантов её прокладки с рассмотрением широкого круга взаимосвязанных технических, экономических, эргономических, эстетических, экологических и других факторов.

Проектирование, строительство и эксплуатация промысловых трубопроводов должно осуществляться в соответствии с требованиями строительных правил и норм и Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03), утверждённых приказом Ростехнадзора от 28.07.2022 N 435.

Ширина Зоны Планируемого Размещения Линейного Объекта

23. Схема границ территорий объектов культурного наследия разрабатывается в случае наличия объектов культурного наследия в границах территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки. При отсутствии объектов культурного наследия в границах территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки, соответствующая информация указывается в разделе 4 «Материалы по обоснованию проекта планировки территории. Пояснительная записка». На этой схеме отображаются:

в) существующие и директивные (проектные) отметки поверхности по осям трасс автомобильных и железных дорог, проезжих частей в местах пересечения улиц и проездов и в местах перелома продольного профиля, а также других планировочных элементов для вертикальной увязки проектных решений, включая смежные территории;

Статья 42

1. Проекты планировки территории развивают положения документации территориального планирования и градостроительного зонирования территории. Проекты планировки территории представляют собой градостроительную документацию, разрабатываемую для частей территорий муниципальных образований, таких как общегородские центры, жилые районы, отдельные функциональные зоны (рекреационные, санитарно-защитные, производственные и другие).

8) схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

Ширина Зоны Планируемого Размещения Линейного Объекта

3.1.5 В соответствии с рассмотренной последовательностью проведения обоснований предлагается «рабочее» определение «зоны планируемого размещения линейного объекта», устанавливаемой на стадии проекта планировки.

3.3.3 Планировочная структура любой территории характеризуется каркасом (осями) и площадными элементами. Каркас территории, как правило, определяют линейные объекты (природные, либо инженерно-транспортных коммуникаций), которые разделяют территорию на площадные планировочные элементы.

Ширина Зоны Планируемого Размещения Линейного Объекта

Следует учитывать, что согласно правил Технические условия должны выдаваться с определением границы балансодержания и как правило это граница земельного участка т.е. Балансодержатель доводит до границы участка свои сети. На границе устанавливается счётчик(по которому и проходит граница владения).

На своей практики ни разу не подключал объекты к инженерии с разработкой проекта планировки территории линейного объекта, очень странно разрабатывать ППТ на нитку водопровода д=150мм где себестоимость прокладки ровна стоимости разработки ППТ. В городской черте с очень большой плотностью сетей будет юридическая каша из ППТ на каждую ветку. Ранее списывали на генплан города в котором отображены красные линии, в границах которых разрешено строительство линейных объектов. Однако, чем дальше в лес, тем толще партизаны. Видение данных вопросов администрации «центральных» регионов могут значительно отличаться от решений и видений местной администрации. Градпланы на участки линейные объекты перестали выдавать — теперь могут потребовать ППТ и это исключая «коррупционные» заинтересованность администрации. Одним из наших пунктов защиты стало постановление правительства Российской Федерации от 7 марта 2022 года N 269 Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

Виктор Юрьевич
Блогер, юрист. Жилищный юрист - отвечаю на вопросы ЖКХ.
Оцените автора
Бесплатная Юридическая Помощь на LAWgrupp.ru