Гражданство древнегреческого полиса

Политика в древнегреческих городах (полисах)

В системе духовных ценностей полиса сформировалось понятие гражданина как свободной личности, располагающего совокупностью неотъемлемых политических прав: активное участие в государственном управлении, хотя бы в форме обсуждения дел на Народном собрании, право и обязанность защищать свой полис от врага. Органической частью нравственных ценностей гражданина полиса стало глубокое чувство патриотизма по отношению к своему полису. Грек был полноправным гражданином лишь в своем маленьком государстве. Стоило ему переехать в соседний город — и он превращался в бесправного метека. Вот почему греки дорожили именно своим полисом. Их маленький город — государство был тем миром, в котором грек в наиболее полной мере ощущал свою свободу, свое благосостояние, свою собственную личность.

Ядром социальной структуры греческого полиса было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, включавший полноправных граждан: коренных жителей (т. е. тех, кто жил в данной местности несколько поколений), владеющих наследственным земельным участком, принимающих участие в деятельности народных собраний и имеющих место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов. Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, расположенного в нескольких километрах, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие метеков, неграждан. Потеря земельного участка могла привести к лишению гражданских прав и выбыванию из гражданского коллектива. Правда, в развитых торгово-ремесленных центрах, таких, как Коринф или Афины, проживали потерявшие земельные участки граждане, которые были вынуждены заниматься ремеслами и торговлей. Таких людей гражданских прав не лишали, но они подвергались своего рода общественному порицанию, становились гражданами второго сорта. При первой же возможности они стремились приобрести земельный участок и реабилитировать себя в общественном мнении. Полисные власти старались помочь таким безземельным гражданам. В каждом полисе существовал резервный фонд, так называемый ager publicus (общественное поле), из которого могли нарезать новые участки для наделения ими потерявших землю граждан. В состав агер публикус входили также неудобья, болота, карьеры, речные поймы, леса, угодья, которые находились в пользовании всего коллектива полиса.

Древнегреческий полис

Города-государства Микенской Греции не являлись классическими полисами. Полисное устройство в Греции складывается в Архаический период [7] . Интенсивный рост полисов, называемый городской революцией, начался в середине VIII века до н. э. Как пишет профессор Арсений Чанышев: «На основе отделения ремесла от земледелия расцветает античный полис — город-государство, в котором входящие в полис сельские местности экономически и политически подчинены городу» [8] . Важным этапом в истории становления многих древнегреческих полисов был синойкизм — объединение нескольких первичных общин — фем (римский аналог фемы — триба) — в общем городском центре. Синойкизм способствовал формированию полисного правительства.

Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов «города-государства». В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис — не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур.

История Древней Греции: основная часть населения полиса

Во-первых, Солон «рефинансировал» долги людей, попавших из-за этого в рабство. Все долговые обязательства были полностью аннулированы. Законодательно запрещалась выдача займов, обеспечением по которым служила сама личность заемщика. Выкупленные за пределами государства рабы были возвращены на родину, им вернули гражданские права.

Залогом экономического благосостояния выступала особая, античная форма земельной собственности. Ее особенность — двойственность структуры. С одной стороны, земля безоговорочно принадлежала государству, но в то же время право частной собственности на неё никак не оспаривалось. Важно! Правом на получение своей доли владел только (!) гражданин полиса по праву рождения, бывший свободным человеком. Таким образом города-полисы Древней Греции поддерживали патриотизм собственных жителей, а также не допускали вмешательства инородцев во внутренние дела государства.

Гражданство древнегреческого полиса

За пределами города находились сельскохозяйственные угодья. Граждане полиса являлись владельцами этой земли, лишь немногие люди, содержавшие себя, например, ремеслом или торговлей, не владели землей. В некоторых полисах владение землей было обязательным условием гражданства, а в других, в том числе в Афинах, – не обязательным.

Читайте также:  Какие Налоговые Льготы Положены Пенсионерам

Один город-полис располагался на площади 100-200 квадратных километров, но встречались и совсем маленькие полисы, занимавшие территорию не более 70 квадратных километров. В городе находились важнейшие святыни и храмы наиболее почитаемых богов, правительственные и судебные учреждения.

Становление древнегреческого полиса

Суриков И.Е. «Древняя Греция». В учебном пособии представлен материал по истории Древней Греции, изучаемой студентами исторических специальностей вузов в курсе «История Древнего мира». Цивилизационный подход к освещению развития древнегреческого мира позволяет по-новому рассказать о многих исторических феноменах, о различных сторонах жизни древнегреческого общества.

Размеры. Сравнительно небольшие размеры гражданского коллектива и территории. Так, Платон подсчитал, что в идеальном полисе должно быть 5040 граждан, а Аристотель отмечал, что как население, так и территория полиса должны быть «легко обозримы». Однако размеры Олисов все же отличались друг от друга – к примеру, на острове Родос (его площадь составляет около 1404 кв. км.) находились три самостоятельных полиса, а на острове Крит (8500 кв. км.) — несколько десятков. Самым большим полисом была Спарта: его территория охватывала 8400 кв. км.

ПОНЯТИЕ ПОЛИСА И ГРАЖДАНСКАЯ ОБЩИНА

Важнейшую, определяющую все стороны общественной жизни черту античной государственности составлял ее общинный характер. Сравнительно небольшие размеры первоначальных античных городов, возникших для охраны от соседей собственных земельных угодий, определяли ценность для общества каждого его члена. Поэтому существовала целая система взаимных прав и обязанностей между обществом и личностью. Важнейшими из этих взаимосвязанных прав-обязанностей были:

Полис представлял собой как бы единство в трех лицах: государство, город, община. Недаром у индоевропейских предков античных народов числу «три» придавалось магическое значение. Правда, в последнее время появилась тенденция рассматривать античную гражданскую общину как догосударственное образование. Такой подход плодотворен тем, что позволяет обосновать уникальные особенности античной общественной жизни и культуры растянутостью периода становления зрелой государственности.

Организация древнегреческого полиса

Именно в полисе закладывались основы древней демократии, товарно-денежных отношений, складывался особый тип личности — свободной, честолюбивой, безгранично преданной своему государству. Эти особенности полиса свойственны и древнегреческой цивилизации в целом.

За всю свою историю древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на рациональном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую весьма весомое влияние на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировую историю, послужили фундаментом для развития народов средиземноморья.

Чем отличалась римская гражданская община от древнегреческого полиса? срочно надо знать

В 1864 г. вышла его книга «Cité antique», в русском переводе 1867 г. «Античная гражданская община» . В ней показана идентичность греч. полиса и римской цивитас, а также возникших на италийской почве муниципиев и колоний разного ранга.

две главные ее разновидности античной полисной организации — греческий полис архаического и классического периодов и римская гражданская община эпохи Республики.
Civitas (цивитас) – гражданская община Рима с античной формой собственности. В этом она идентична греческому полису, но имеет некоторые особенности, так как практически не употребляется в значении «город» . Полис — государство, а цивитас — город.
Сходство в том что оба полиса возникли из общины, и основаны на принципах общинной демократии.

Это видео недоступно

Древняя Греция не где-то далеко, а прямо тут — на археологических раскопках в Тамани!
Поддержать проект (видео на сутки раньше) — https://www.patreon.com/redroomlimb
Друзья, нам удалось скататься на самые настоящие археологические раскопки и не на какие-то, а на действительно крутые — на Таманьский полуостров, на раскопки античного города Фанагория, крупнейшего античного памятника в России. В августе 2022-го года там закончился очередной археологический сезон и нам удалось пообщаться с учеными-археологами фанагорийской экспедиции, узнать о последних находках и пообщаться на тему археологии в целом и древнегреческой культуры в частности. Но поскольку к стандартному жанру репортажа мы сами не особо привычны, решили заодно вспомнить и рассказать о нескольких основополагающих для античной Греции вещах: об античных понятиях гражданства, собственности и свободы, о древнегреческой колонизации и о наследии античной Эллады в современной культуре. Но, конечно, самое главное для нас в этом ролике — это красоты Кубани, которые нам удалось заснять и ощущение буквального прикосновения к истории, которое нам удалось словить при работе над этим видео. Так что приятного просмотра, Фанагория, Россия, Эллада древние склепы и современные технологии ждут вас.

Читайте также:  Земельный сертификат многодетным семьям краснодар

ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО Юлии Солудановой, нарисовавшей нам наших собственных фирменных греков для этого ролика, не ленитесь ознакомиться с ее творчеством по ссылочке — https://www.behance.net/black_ligh7524
Официальный сайт музея-заповедника «Фанагория» — http://phanagoria-museum.ru/
И ЕЩЕ ОДНО СПАСИБО — Александру Зендеру, чей трек звучит в конце каждого нашего ролика

Древнегреческий полис

В культуре Древней Греции наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально- экономической и политической сферах. Рождение нового отнюдь не означало гибели старого. Как в городах строительство новых храмов весьма редко сопровождалось разрушением старых, так и в других сферах культуры старое отступало, но обычно не исчезало совершенно. Важнейший новый фактор, оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной эволюции, — консолидация и развитие полиса, особенно демократического. Полис из небольшого поселения превратился в самодостаточный политический и экономический центр. Формирование системы политических органов полисной демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона. Самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств считается афинская демократия. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой граждане пользовались равными правами и могли принимать участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала до тридцатых годов IV в. до н.э. Итак, в греческих полисах основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан. Кроме них в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана, прежде всего, для гражданина. Античный полис издавна вызывал восторженное отношение как “идеальная форма государственной жизни” с присущими ей порядком,

исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. Серьезный кризис переживала в IV в. и Персидская держава, объединившая большую часть древневосточного мира. Преодоление кризиса греческого полиса, с одной стороны, и древневосточного общества — с другой, стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начало греческого полисного строя и древневосточного общества. Такими обществами и государствами стали так называемые эллинистические общества и государства, возникшие в конце IV в. до н.э., после распада мировой империи Александра Македонского. Объединение развития Древней Греции и Древнего Востока, ранее развивавшихся в известной изоляции, образование новых эллинистических обществ и государств, представлявших собой большее или меньшее сочетание и взаимодействие греческих и восточных начал в области экономики, социальных отношений, политический учреждений и культуре, открыли новый этап древнегреческой (и древневосточной) истории, глубоко отличный от предшествующего, собственно полисного этапа ее истории. Эллинистический этап древнегреческой (и древневосточной) истории также делится на три периода:

Сущность древнегреческого полиса

К началу 8 столетия Греция была уже 300 лет как заселена тем народом, который называл себя эллинами, объединявшим три его основных племени – дорийцами на юге, этолийцами на севере и ионийцами на востоке. Каждая долина и остров, где можно было существовать с помощью результатов человеческого труда, были заняты маленькими земледельческими общинами. Начался процесс перенаселения.

Уже в 6 веке до н.э. товарно-денежные отношения в полисах, за исключением Спарты, достигли такого уровня, что громоздкий серебряный талант, весивший 26,196 кг, принятый как общегреческая условная единица межгосударственных расчетов, в торговле был вытеснен лидийской монетой из электрума и серебра, по образцу которой стали чеканиться и местные деньги. Однако развитие демократии сопровождалось и массовыми репрессиями в отношении инакомыслящих, в первую очередь аристократов. При помощи голосования на народном собрании их изгоняли из родных городов, и они садились с имуществом на корабли и отплывали за пределы дорических полисов. Изгоями оказывались наиболее образованные, предприимчивые и энергичные люди, от которых полис избавлялся во многом из-за социальной зависти. В удобных гаванях на берегах Средиземного и Черного морей изгнанники создавали аграрно-ремесленные колонии, главой которой избирался Основатель, обладавший всеми полномочиями тирана. В укрепления военного влияния в стратегических пунктах строили клерухии, граждане которых на правах условного пользования землей должны были выступать в качестве вооруженной силы в случае конфликта между полисами. В условиях иноплеменного окружения все сословные и этнические предрассудки отступали на задний план. Это обстоятельство способствовало быстрому социально-экономическому развитию апойкий, которые по своему богатству превосходили метрополии. Вслед за изгнанниками двинулись добровольные переселенцы. Началась Великая греческая колонизация.

Читайте также:  Можно ли лишить отца родительских прав после 18

Гражданство древнегреческого полиса

Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: господствующий класс, свободные мелкие производители, рабы и зависимые работники самых различных категорий. К господствующему классу относились крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост. Основная часть полисного населения состояла из свободных мелких производителей, прежде всего земледельцев (в Афинах они назывались зевгитами и фетами), а также ремесленного и торгового люда, добывающего пропитание собственным трудом.

Типичный греческий полис был крошечным государством, территорию которого можно обойти из конца в конец за один день, с небольшим числом жителей, большинство из которых знали друг друга в лицо, с одним центром, где собиралось Народное собрание, находились храмы наиболее чтимых богов, ремесленные мастерские, проживало основное население. Город стоял или на берегу моря, или в нескольких километрах от морского берега, но на берегу моря имел гавань или порт (гавань Фалеры была расположена в 5 км от Афин). Городской центр полиса мог быть окружен кольцом оборонительных стен, но в VI в. до н. э. многие города крепостных сооружений еще не имели. В городском центре была сосредоточена большая часть населения полиса. В городе на центральной площади совершались торговые операции, проводились общеполисные празднества и спортивные состязания. Хотя на территории полиса имелось несколько сельских поселений, но городской центр был один. Вот почему полис определяют еще как город-государство.

Волкова Светлана Васильевна

Идеи и теории древних греков в области учений о государстве, политике, праве высоко ценились уже в античности, они сыграли определяющую роль в эпоху средневековья, наконец, без них невозможно представить европейскую философию права и политики не только Нового времени, но и современности. Основные политико-правовые идеи, концепции и понятия древнегреческой мысли прочно вошли в сокровищницу всей последующей истории европейской культуры.

1. Античный тип концепции взаимоотношения общества и государства (полиса как гражданской общины), права и закона является первым в истории политике-правовой мысли, который характеризуется противопоставлением писаного закона (номос), или «законов полиса» природе (фюсис), или «законам природы»: писаные законы, будучи искусственным изобретением человека, могут и не соответствовать велениям природы. Согласно взглядам софистов речь идет об их соответствии (или несоответствии) либо всеобщим природным нормам, регулирующим человеческую жизнь, либо самой природе индивида. Во втором случае (софист Ликофрон) заостряется внимание на индивидуальных правах и интересах. Для их защиты издаются законы, а потому законы, не обеспечивающие какие-либо права, не обязательны для тех, чьи права и интересы ими нарушаются.

Гражданство древнегреческого полиса

Да, вот это и есть ключевое отличие полиса. Поэтому полис мог иногда принимать довольно необычные формы — например, Спарта, которая в классический период вообще не представляла собой единого города (вроде тех же Афин). Вместо этого там были пять довольно широко разбросанных деревень, плюс некоторые общественные постройки на «нейтральной» территории между ними.

Не «нельзя так про свою страну», а «надо внимательнее относиться к истории своей страны», почувствуйте разницу. Одно дело, когда оперируют клише, рассуждая о каких-нибудь майя или ацтеках (хотя и в этом ничего хорошего нет), совсем другое — когда о своей стране. Тут уже нельзя сослаться на дефицит источников.

Лекция 1

Население Италии. Италия как самая многолюдная страна Средиземноморья. Италики: латины, сабины, оски, самниты, луканы, бруттии. Греки Великой Греции и Кампании. Этруски. Галлы в Северной Италии. Романизация Италии к началу нашей эры.

Формирование истоков принципа представительности в Риме. Получение магистратами путем делегирования государственного суверенитета права представлять римский народ в важнейших государственных делах. Принцип голосования в комициях как система «выборщиков» в зародыше. Принцип комплектования сената с 366 г. до н.э. как собрания экс-магистратов. Право провокации как право контроля народа за высшей судебной властью магистрата. Contiones (сходки) как средство выражения мнения римских граждан. Ориентация на mores maiorum (обычаи предков) как на универсальный для всех граждан поведенческий закон.

Гражданство древнегреческого полиса

Методологическая и теоретическая основы диссертации . В диссертации рассматриваются проблемы, которые относятся как к истории политических и правовых учений, так и к истории государства и права зарубежных стран, что потребовало применения широкого спектра научных методов

Степень разработанности проблемы и научная новизна исследования . Исследование и изучение политико-правовых теорий Древней Греции, становления и развития афинского полиса-государства (особенно времен классической Греции) имеют достаточно прочные традиции. Эти вопросы

Виктор Юрьевич
Блогер, юрист. Жилищный юрист - отвечаю на вопросы ЖКХ.
Оцените автора
Бесплатная Юридическая Помощь на LAWgrupp.ru