Полные и неполные семьи характеристика

Психологическая характеристика полных и неполных семей

В настоящее время наблюдается значительный рост количества разводов, в результате чего увеличивается количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, социализирующая функция которых, как правило, не реализуется в полном объеме по ряду причин социально-экономического и психологического характера. По данным Н. Д. Никандрова количество разводов росло и раньше, причем непрерывно с 1950-х годов, достигнув максимума в 1979 г. Этот рекорд был побит в 1991 году, хотя и с небольшим отрывом. В настоящее время в целом по России 40% браков кончается разводом.

Следствием высокой разводимости супружеских пар является рост количества преимущественно материнских неполных семей. При этом жизнь и условия воспитания ребёнка без отца имеют определённую специфику и существенно отличаются от жизни ребёнка в полной семье. Так, мать, старающаяся восполнить отсутствие отца и делающая все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции – материнскую и отцовскую. В результате дети из неполных семей зачастую не имеют условий для полоролевой идентификации, а именно полноты взаимодополняющих родительских образов, вследствие чего у них не развиваются необходимые для семейной жизни свойства личности, что снижает, в конечном итоге, способность к продуктивному социальному взаимодействию.

Неполная семья (стр

Воспитание и психологический климат в семье играют решающую роль в формировании личности. Более того, отношения в семье продолжают оказывать свое влияние, как на протяжении всего детства, так и в дальнейшей жизни. Форма и в какой-то степени функция этих отношений меняется. Однако их значимость остается постоянно высокой, особенно для детей и подростков. Семья для взрослых и детей значит совершенно разное. Взрослые сами создают семью, это их собственный выбор, их решение, совершаемое в зрелом размышлении и вполне сознательном возрасте. Взрослые стремятся к совместной жизни и начинают ее. А для ребенка все это — предыстория его существования, своего рода историческая реальность; поэтому любая ссора, конфликт взрослых воспринимается ребенком как разрушение реальности, среды обитания. Дети любят любых родителей — холодных, агрессивных, равнодушных, назойливых, любят преступников и алкоголиков.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастливого развития ребенка. Семья существует только для ребенка, взаимодействие осуществляется, как правило, «снизу-вверх». В результате такого «симбиоза» у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возникает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный, очень велик риск социальной дезадаптации.

Читайте также:  Пособие На Ребенка С 2022 Года По Потери Кормильца В

Исследование образа семьи у подростков из полных и неполных семей

Исследование состояло из нескольких этапов. На первом этапе был подобран методический инструментарий и сформированы критерии выборки. Перед использованием методического инструментария каждому испытуемому задавался вопрос: «Собирается ли он в будущем иметь семью?», и лишь после утвердительного ответа на данный вопрос ему предлагалось пройти ряд методик. Следует отметить, что, в основном, подавляющее число респондентов в будущем планируют создать свою семью. Исключение составили лишь три случая отрицательного ответа на вопрос, причем все три респондента были мужского пола, и двое из них из неполной семьи. Этот этап можно охарактеризовать как предваряющий исследование.

Вторым этапом являлось непосредственное проведение исследования. Методический инструментарий предъявлялся в следующем порядке: сначала испытуемому предлагалось заполнить опросник «Маскулинность — феминность» С.Бем, затем нарисовать рисунок «Моя семья», после окончания — рисунок «Моя будущая семья», и в заключение предлагалось написать сочинение на тему «Моя будущая семья». Как уже говорилось, исследование проводилось среди учащихся школ города, сами методики при их выполнении не вызывали у испытуемых особых трудностей. Трудности иногда возникали при заполнении опросника, в связи с тем, что некоторые утверждения были не совсем понятны (например, инфантильный, тщеславный), приходилось объяснять значение непонятных утверждений.

Общая характеристика подростков, воспитывающихся в полной и неполной семье

Жизнь в неполной разведенной семье, по мнению специалистов, приводит к тому, что ребенок получает психологическую травму из-за того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. Последствия развода родителей отражаются на психике ребенка, обусловливая появление у него чувства неполноценности, стыда, страха. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений отца и матери. Как отмечает немецкий психолог Линда Анзорг, многолетние наблюдения показали, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей. Развивается чувство ненависти и жажда мести. Дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности. Тяжелых последствий не бывает только в тех случаях, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара.

Например, так называемый челночный бизнес, которым в большинстве своем занимались женщины, лишил многих детей материнской заботы, ласки и участия. Лишенные возможности повседневного общения с матерью, которая вынуждена заботиться об экономическом поддержании семьи, дети растут как бы в неполной семье, не получая нормального родительского воспитания. Аналогичная ситуация складывается и в семьях, где бизнесом занят отец. Такие родители как бы выключены из семейной группы, числятся в ней чисто номинально, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают [18, с. 87].

Читайте также:  Какую Сумму Могут Предоставить Человеку Если Он Заплатил За Обучение Ребенка

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум

За рубежом термин «неполная семья» практически не используют, заменяя его выражением «материнская семья», подчеркивая ее особенность, но вместе с тем социальное и психологическое равноправие [4, с. 19]. Социальная политика большинства европейских стран предусматривает оказание одиноким родителям значительной помощи со стороны государства; такие шаги со стороны государства показывают правовое, социально-психологическое, материальное вспоможение неполным семьям, решая их определенные проблемы (опыт США, Франции, Швеции и других стран).

В конце 90-х гг. ХХ в. – начале XXI в. быстрыми темпами стали появляться такие формы семьи, которые не совсем типичны для многих стран и народов, в том числе и для России. Речь идёт о неполных семьях. Интересен факт рассмотрения самого понятия «неполная семья».

Неполная семья: определение, виды, причины возникновения

Неполные семьи в России – это конечно, в первую очередь материнские семьи. Семей с отцами-одиночками всего 6,7%, т. е. на каждые 13,8 неполных семей, возглавляемых женщинами, приходится одна отцовская неполная семья. Причины этого разнообразны. Иногда складывается впечатление, что застойные традиции, под влиянием которых действуют судьи при разводе и решении судьбы детей, препятствуют справедливому распределению обязанностей по воспитанию детей, их отдают матери по стереотипу. Но, к сожалению, не очень часто и отцы выражают при разводе желание взять на себя заботы по уходу за детьми. Правда, в последние годы активно проявляет себя движение отцов-одиночек. И всё-таки чаще всего неполная семья – это мать с одним или двумя детьми.

Наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребёнок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.

Совет 1: Чем отличается полная семья от неполной

Для нормального гармоничного развития личности ребенку необходимо, чтобы его воспитанием занимались как мать, так и отец. Причем, вопреки расхожему мнению, это важно не только для мальчиков, но и для девочек. Видя, как мать и отец строят отношения, как взаимодействуют друг с другом в разных жизненных ситуациях, ребенок получает матрицу взаимоотношений мужчины и женщины, супругов, родителей и детей.

Если воспитанием занимается только мать, ей невольно приходится брать на себя как мужские, так и женские семейные функции, в том числе по отношению к ребенку, а это искажает его формирующееся представление о социальных ролях матери и отца, хозяйки дома и добытчика.

Читайте также:  Как Молоимущему Студенту Оформить Соц Стипендию

Индивидуально-психологические характеристики подростков из полных и неполных семей

Высокие показатели по шкале интернальности в сфере здоровья у всех категорий подростков, с нашей точки зрения, связаны с социальным контекстом, в частности с культом здорового образа жизни, который все глубже проникает в молодежную субкультуру и ориентирует молодых людей на внимание к своему здоровью, состоянию физического тела и убеждая, что здоровье и хорошая физическая форма есть результат усилий самого человека.

Уровень выраженности у подростков восприятия позитивного интереса матери достоверно положительно коррелирует с суверенностью психологического пространства. Причем, эта зависимость наблюдается во всех подгруппах подростков. Таким образом, принятие подростка матерью в восприятии самого подростка, в полных и неполных семьях, а также в равной степени для мальчиков и девочек ведет к росту суверенности психологического пространства. Такой результат представляется вполне очевидным, так как суверенность психологического пространства подростка определяется характером семейной среды, в которой он растет. В частности, то, в какой мере учитываются вкусы, интересы, желания и потребности ребенка родителями. В этой связи представляется вполне закономерным, что позитивный интерес матери к подростку, проявляющийся в то, что она интересуется его делами, эмоционального его поддерживает, уважает и пр. ведет к формированию у подростка целостных границ его личности, обеспечивающих суверенность его психологического пространства.

Дети дошкольного возраста в полных и неполных семьях методическая разработка по теме

В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей — будущих супругов и родителей — определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов [3].

Среди мотивов разводов, проанализированных в работах отечественных социологов А.Г. Харчева, М.С. Маковецкого, Л.И. Чуйко, В.И. Сысенко, одно из первых мест занимает пьянство или наркомания одного из супругов, конфликты и скандалы, плохие отношения с родственниками мужа или жены и их вмешательство в отношения молодой семьи, измена мужа или жены, сексуальная несовместимость. В указанных мотивах необходимо выделить общую доминанту — отсутствие у супругов должной социально-психологической подготовки к браку, выполнению семейных ролей.

Виктор Юрьевич
Блогер, юрист. Жилищный юрист - отвечаю на вопросы ЖКХ.
Оцените автора
Бесплатная Юридическая Помощь на LAWgrupp.ru