Совершенствование механизма изъятия земель сельскохозяйственного назначения неиспользуемых по целевому назначению

Содержание

Рассмотрены вопросы изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения неиспользуемых по целевому назначению

Во исполнение данных поручений под председательством первого заместителя министра земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Сергея Демидова 01.11.2022 проведено рабочее совещание, в котором приняли участие представители Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан. В ходе рассмотрения данного вопроса участники совещания обсудили применение новой методики (дендрохронологический анализ) для обоснования изъятия в судебном порядке земельных участков сельскохозяйственного назначения неиспользуемых по целевому назначению в течение трех лет.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан согласно поручениям Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова и Премьер-министра Республики Татарстан Ильдара Халикова проводит работу по обеспечению надлежащего контроля за рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения.

Законодательный механизм изъятия и возврата в оборот неиспользуемой по назначению сельхозземли требует совершенствования

Российская империя кормила Европу. Декларировалась цель «держать всю хлебную торговлю в Европе в руках и ставить Европу в полную зависимость от нашего хлебного богатства». В начале XXв. Российская империя занимала ведущее положение в мировом сельском хозяйстве. Это особенно видно на примере зерновых культур: за первые 14 лет XXв. площадь посевов выросла на 15 %, урожайность хлебов на 10 %, сбор зерна на душу населения более чем на 20 %. Валовой сбор зерна — 5637 млн. пудов (92,5 млн тонн) — 1 место в мире (половина мирового урожая ржи, второе место по урожаю пшеницы), а также 1 место по экспорту зерновых — экспортировано 647,8 млн пудов (10 610 тонн) зерновых. Общий объем экспорта зерновых составил 651 млн рублей. Россия занимала 1-е место по производству и экспорту сливочного масла (экспортировано 77 576 тонн).

«Нужно ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которые сейчас простаивают, находятся в руках крупных землевладельцев, причем заниматься сельским хозяйством многие из них не спешат. Слушайте, мы уже сколько лет об этом говорим? А воз и ныне там. Предлагаю изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе тем, кто хочет и может возделывать землю», — отметил президент.

Это видео недоступно

«Серьезная проблема — выпадение из хозяйственного оборота значительных массивов сельхозземель, прежде всего, в пригородных зонах Казани. По данным Россельхознадзора, в республике выявлена 41 тысяча гектаров неиспользуемых сельхозземель», — заявил Хамаев.

Читайте также:  Возврат страхования ипотеки благосостояние

Премьер-министр РТ Алексей Песошин также обратил внимание на эту проблему: «В своем послании Госсовету РТ президент республики Татарстан указал на необходимость принятия действенных мер по вовлечению неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот, применяя все доступные механизмы, в том числе повышение ставки земельного налога, возврат в категорию земель сельхозназначения и ее изъятие».

Совершенствование механизмов вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения

Анализируется количественное состояние и динамика использования сельскохозяйственных земель в стране. Отражены причины сокращения площадей сельскохозяйственных земель и неиспользования пашни. Рассмотрены имеющийся опыт вовлечения неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот в субъектах Российской Федерации, основные направления совершенствования данной работы. Читать ещё >

Валентин Вершинин, доктор экономических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности, Валериан Петров, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, начальник управления планирования и организации научных исследований, Государственный университет по землеустройству, г. Москва СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВОВЛЕЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ НЕИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

О необходимости совершенствования правового регулирования изъятия неиспользуемых и используемых с нарушением законодательства земельных участков (Нестерова Е

В этой связи предлагается единообразно применительно ко всем категориям земельных участков установить такой срок в пределах двух лет , привязав начало его течения к моменту возникновения у собственника и землепользователя соответствующего права.

Во-вторых, в отношении первого двухгодичного периода не установлено, с какого момента он исчисляется, что создает чрезмерно широкую свободу усмотрения государственных органов, применяющих данную норму, создавая тем самым коррупционных фактор. Еще большая неопределенность возникает в отношении второго обозначенного выше срока. То есть, по сути, определение «момента первого выявления неиспользования» полностью зависит от усмотрения территориальных органов по управлению земельными ресурсами и может вовсе не наступить в зависимости от каких-либо субъективных обстоятельств.

Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении федеральный закон о совершенствовании механизма изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения

установление обязанности субъекта Российской Федерации приобрести земельный участок по цене, равной 50 процентам от начальной цены земельного участка, заявленной на повторных торгах (аукционе), если земельный участок не продан посредством публичного предложения и не приобретен в муниципальную собственность;

17 июня 2022 года Государственной Думой РФ принят в третьем чтении проект федерального закона № 1007443-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании в соответствии с целевым назначением или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации». Проект федерального закона был внесен депутатами Государственной Думы Сергеем Нарышкиным, Виктором Васильевым, Сергеем Неверовым, Геннадием Куликом и другими депутатами, а также членом Совета Федерации Геннадием Горбуновым.

Совершенствование механизма изъятия земель сельскохозяйственного назначения неиспользуемых по целевому назначению

С учётом анализа нормативных правовых актов 65 субъектов РФ Минсельхозом разработана и согласована с министерствами концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части совершенствования оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения».

В Правительство, тем временем, поступил еще один законопроект по сходной тематике, но разработанный уже другими ведомствами. Минэкономразвития РФ совместно с Минфином РФ, Минрегионом РФ разработало концепцию и проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, уточняющих требования к использованию земельных участков по целевому назначению». Следует подчеркнуть, что концепцией в том числе предусматривается законодательное определение «признаков неиспользования земельного участка по назначению».

Изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению

Федеральным законом от 03.07.2022 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» срок, по истечении которого сельскохозяйственный земельный участок может быть изъят у собственника, в случае его неиспользования по назначению, сокращен с пяти до двух лет.

Читайте также:  Выплата за 3 ребенка 2022 чувашия

Принятый закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения усовершенствовал порядок изъятия сельскохозяйственных участков, не используемых по назначению, и порядок проведения торгов по их продаже.

Научная статья по теме ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ДАННОЙ КАТЕГОРИИ Государство и право

In the article the problems of legal provision for the appropriate use of agricultural land. In particular, problems of enforcement of the rules governing the disclosure of facts of inappropriate use of agricultural lands and the procedure of withdrawal of lands for agricultural purposes due to their inappropriate use. Proposed taking into account the identified legal gaps more thoroughly fixed in the current land legislation of procedure of seizure of land from the agricultural land in case of revealing the fact of its misuse.

• отсутствие в рамках информационной базы о землях сельскохозяйственного назначения регулярно обновляемого ресурса, содержащего в себе учет правовых и качественных характеристик сельскохозяйственных земель. Представляется последовательным и обосно-

Изъятие неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения не коснется дачников

Дальнейшая судьба отобранных участков решается с помощью аукционов и публичных торгов, в результате которых земельные угодья обретают новых, более ответственных хозяев. Также принудительно изъятые земли могут быть сданы в аренду организациям с сельскохозяйственными видами деятельности с оплатой 0,3% или проданы им по цене не более 15% от кадастровой стоимости объекта. В этом случае торги не проводятся. Вырученные от продажи средства возвращаются бывшему собственнику земли.

С 1 июля 2022 года в РФ действует Закон №435-ФЗ от 29/12/2022 «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». Им установлен порядок принудительного изъятия у юридических и физических лиц земель, предназначенных для сельского хозяйства, которые используются нерационально или не по целевому назначению.

Подготовлен законопроект об изъятии земли

Законопроектом предусматривается сокращение (с пяти до трех лет) срока, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника в случае его неиспользования для сельскохозяйственного производства.

Общественная палата РФ обсудит законопроект о совершенствовании механизма изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения у собственников в случае их использования не по целевому назначению.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

16 налога для земель сельскохозяйственного назначения значительно ниже (0,3% кадастровой стоимости), чем для других земель. Но условием применения этой ставки является факт использования таких земель для сельскохозяйственного производства. Если же земля не обрабатывается, то должна применяться общая ставка (1,5%). Это 5-кратная разница. Чтобы применять такое налоговое регулирование, мы предлагаем следующее. Государственный земельный инспектор, который выявит факт неиспользования земельного участка, должен направить уведомление об этом не только в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (который возможно потом обратится в суд об изъятии этого участка), но и в налоговый орган для исчисления земельного налога по повышенной ставке. Такой механизм применяется, в частности, в Московской области. 8. Вопрос хотя и не связан напрямую с изъятием ненадлежаще используемых участков, но затрагивает эффективность землепользования, освоение заброшенных земель. Речь о том, что надо наконец разрешить фермерам строить жилые дома на своих участках. 9. Вопрос связан с ролью землеустройства. Хотя с учетом его важности для рациональности землепользования (в первую очередь сельскохозяйственного) и его позитивных результатов, имеющих пролонгированный эффект, этот вопрос можно было бы поставить и на первое место. Так, в настоящее время соответствующие наработки, основанные еще на школе советского периода, но адаптированные к современным задачам, реализуются в Белгородской области, где в соответствии с постановлением губернатора Белгородской области Е.С. Савченко от «Об утверждении Положения о проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий на территории Белгородской области» (последняя редакция от ) активно разрабатываются проекты внутрихозяйственного землеустройства (за период с 2022 по 2022 годы составлено 123 проекта на общую площадь 738,4 тыс. га). Срок действия таких проектов определялся в 5 лет и более, совпадая со сроком освоения запроектированных севооборотов и периодичностью проведения агрохимических обследований в области. За время освоения этих проектов большая часть сельскохозяйственных организаций области вовлекла в оборот неиспользуемые земельные участки, существенно улучшила показатели экономической деятельности и наладила работы по повышению плодородия почв. В продолжение работ по внутрихозяйственному землеустройству с целью обеспечения сохранности и повышения плодородия почв, рационального и бережного отношения к землям сельскохозяйственного назначения, внедрения научно обоснованных систем и методов земледелия, почвосберегающих севооборотов на основе принципов биологизации земледелия губернатором Белгородской области было принято 16

Читайте также:  Госпошлина за получение повторного свидетельства о смерти

1 Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК 24 (623) О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ (к заседанию Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации, 24 июня 2022 года) МОСКВА 2022

Владельцев сельхозугодий обязали осваивать земли в течение года

14. В случае, если повторные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок подлежит продаже посредством публичного предложения. Начальная цена продажи земельного участка посредством публичного предложения устанавливается в размере начальной цены повторных торгов. Цена продажи такого земельного участка не может быть ниже 50 процентов от начальной цены повторных торгов. Если земельный участок не продан на торгах посредством публичного предложения, в течение одного месяца со дня признания данных торгов несостоявшимися такой земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность поселения или городского округа, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного месяца с даты истечения срока, в течение которого земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

20. Порядок представления сведений, указанных в пункте 18 настоящей статьи, устанавливается соглашением между уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора и органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Проект по изъятию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании

Данный проект направлен на совершенствование механизма вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, а также порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании или неиспользовании по целевому назначению.

В частности, разработчиками предлагается включить время, необходимое для освоения сельскохозяйственного участка в трехлетний период, по истечении которого данный участок может быть изъят в случае его неиспользования либо ненадлежащего использования собственником в соответствии с критериями, определенными проектом. Изъятие такого земельного участка планируется сопровождать одновременным изъятием иного недвижимого имущества, расположенного на его территории.

Виктор Юрьевич
Блогер, юрист. Жилищный юрист - отвечаю на вопросы ЖКХ.
Оцените автора
Бесплатная Юридическая Помощь на LAWgrupp.ru