Экспертиза В Административном Производстве

Содержание

Порядок проведения экспертизы по административным делам, связанным с оценочной деятельностью, и оформления ее результатов

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание. По результатам исследования должны быть даны обоснованные ответы на поставленные вопросы и сделаны выводы. Статья 26.4 КоАП РФ содержит также положение о том, что заключение эксперта не является обязательным для того, кто назначил экспертизу, однако несогласие с заключением должно быть мотивировано.

До того как направить определение о назначении экспертизы эксперту (ам) или в экспертное учреждение, судья или иное лицо, вынесшее определение, обязан ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего. При этом им разъясняют их права, связанные с проведением экспертизы: а) заявлять отвод эксперту;

Статья 26

— В описательной части кратко излагаются фабула дела, обстоятельства, в связи с которыми возникла потребность в специальных познаниях и назначении экспертизы. Могут быть указаны также представляющие интерес для эксперта особенности объекта исследования (например, по делу о нарушении правил проведения ремонта и содержания дорог — особенности транспортировки материалов для дорожного покрытия).

— В исследовательской части заключения описываются представленные на экспертизу объекты и сравнительные образцы, излагается процесс исследования с описанием его методики, дается научное объяснение выявленных диагностических и идентификационных признаков. При невозможности решить какой-либо вопрос эксперт должен указать причины отказа. Если экспертиза была комплексной, исследовательская часть завершается синтезирующей, где эксперты, являющиеся специалистами в разных родах или методах экспертизы, обобщают раздельно полученную информацию для формулирования общего ответа на поставленные вопросы.

Некоторые вопросы назначения и производства экспертиз по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела

В развитие указанных положений Государственная таможенная служба РФ (с 09.03.2022 — Федеральная таможенная служба РФ) подготовила в качестве рекомендаций письмо от 28 ноября 2022 г. № 01-06/46736 «О применении статьи 392 нового Таможенного кодекса Российской Федерации при ведении производства по делам об административных правонарушениях, уголовным и гражданским делам», в котором говорится, что наряду с доказательствами, перечисленными в КоАП РФ, данные по делу устанавливаются и иными документами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

  • явиться по вызову должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении;
  • дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения (ч. 2 ст. 25.9 КоАП РФ). Эксперт вправе:
  • знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
  • с разрешения должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
  • указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы (ч. 5 ст. 25.9 КоАП РФ).

Экспертиза по делам об административных правонарушениях

Если в ходе производства экспертизы экспертом установлены факты, имеющие значение для дела, но в отношении которых ему не были заданы вопросы, он вправе указать на эти факты в выводах. Экспертное заключение может быть иллюстрировано фотоснимками, схемами, диаграммами, чертежами и другими наглядными материалами. Текст заключения и иллюстративные материалы подписываются экспертом, выполнившим исследование.

Читайте также:  Какой Регион Выдают Сейчас В Москве 2022

Сформулированный в ст. 26.4 КоАП РФ перечень необходимых сведений, которые должны быть указаны в определении о назначении экспертизы, не является исчерпывающим. На практике такой документ обычно состоит из трех частей: вводной, описательной, резолютивной. Во вводной части указываются место и дата составления определения, данные о лице или органе, его вынесшем, данные о лице, в отношении которого ведется производство по делу, статья нормативного акта, по которой возбуждено дело об административном правонарушении. В описательной части кратко излагаются фабула дела, обстоятельства, в связи с которыми возникла потребность в специальных познаниях и назначении экспертизы. Могут быть указаны также представляющие интерес для эксперта особенности объекта исследования, которые способны вызвать его изменение (например, по делу о нарушении правил проведения ремонта и содержания дорог — особенности транспортировки материалов Для дорожного покрытия). В резолютивной части определения указывается род или вид экспертизы, формулируются вопросы, выносимые на разрешение эксперта, назначается эксперт или определяется экспертное учреждение, сотрудникам которого поручено производство экспертизы.

Экспертиза в гражданском, арбитражном судопроизводстве и в производстве по делам об административных правонарушениях

Вместе с тем та же норма в случаях, когда правильность рассмотрения дела нельзя ставить в зависимость от усмотрения участников процесса, предусматривает возможность назначения экспертизы по инициативе суда, если «назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы».

Одной из часто назначаемых экспертиз в гражданском судопроизводстве является судебная строительно-техническая экспертиза. Необходимость в ней возникает при рассмотрении исков, связанных с договорами строительного подряда, с разделом имущества (по бракоразводным делам, делам о наследовании, об изменении долей владельцев недвижимости), о возмещении ущерба, возникшего в связи с «заливами», пожарами жилых помещений и т.п. С помощью судебной строительно-технической экспертизы решаются следующие основные задачи: определяется состояние строительного объекта (его потребительские и эксплуатационные свойства, свойства безопасности), причины изменения этого состояния (их связь с произошедшим событием, размеры причиненного ущерба и стоимость восстановления); производится оценка домовладения, определяются границы земельных участков и соответствие их определенной документации; выделяются доли владельцев недвижимости, определяются варианты раздела между совладельцами жилищной сферы в соответствии с условиями, заданными судом, и др.

Ходатайство об экспертизе по административному делу

По собственной инициативе суд может назначить экспертизу в случаях, если проведение такой экспертизы предусмотрено законом, проверяется факт фальсификации доказательства, требуется проведение повторной или дополнительной экспертиз, проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными в ходе административного разбирательства обстоятельствами и представленными доказательствами. Специфика экспертизы по административному делу – в особенностях административного судопроизводства. Но не в правилах назначения и проведения.

Ходатайство об экспертизе рассматривается в судебном заседании. Суд обязательно исследует необходимость проведения экспертизы, предложит обосновать выбор ее вида. Возражения на ходатайство участников процесса принимаются либо в письменном виде, либо заносятся в протокол.

Особенности назначения инженерно-технической экспертизы по делам об административных правонарушениях

Необходимость в восполнении пробела КоАП РФ и дополнении проекта КАС РФ диктует закрепление отдельной ст. 26.4.1 КоАП РФ «Комиссионные, комплексные, дополнительные и повторные экспертизы» и замену ст. 117 проекта КАС РФ одноименной статьей идентичного содержания:

В соответствии с ч. 2 ст. 53 проекта КАС РФ содержание определения о назначении экспертизы рассматривается несколько уже, в качестве его обязательных компонентов названы только имя (наименование) эксперта (экспертного учреждения) и вопросы, на которые должен ответить эксперт, а также срок осуществления экспертизы. В очередной раз следует критически отнестись к усеченным формулировкам проекта, так как в данном случае краткость не может оцениваться как его достоинство, в связи с тем что требование об указании объектов, образцов и материалов, передаваемых эксперту для исследования, так же как и перечень вопросов, имеет исключительное значение для производства инженерно-технической экспертизы по делам об административных правонарушениях. Норма ст. 19 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2022 г. N 73-ФЗ отражает порядок и особенности отбора образцов, в КоАП РФ он отражен в нормах ст. 26.5, в то время как проект КАС РФ аналогичных положений не содержит.

Читайте также:  Налоговый вычет на детей 20222022

Определение о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.

Экспертиза В Административном Производстве

Во вводной части указывается место и дата составления определения, данные о лице или органе, его вынесшем, данные о лице, в отношении которого ведется производство по делу, статья нормативного акта, по которой возбуждено дело об административном правонарушении.

Судебная экспертиза может быть назначена на любой стадии производства по делу об административном правонарушении: при возбуждении дела, в процессе подготовки его к рассмотрению и в ходе самого рассмотрения.

Экспертиза В Административном Производстве

Вопросы же судебно-медицинской экспертизы, касающиеся характера повреждений, образовавшихся от механического воздействия в результате ДТП, могут быть поставлены как в отношении потерпевшего, так и применительно к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Судебные автотехнические экспертизы часто смешивают с оценкой повреждений транспортных средств и стоимости восстановительного ремонта. Однако это далеко не одно и то же. Эта путаница обусловлена тем обстоятельством, что многие фирмы, производящие оценку, именуются «независимой экспертизой». Судебная экспертиза обладает рядом отличительных признаков. Оценка повреждений производится в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Оценка производится вне связи с процессуальной процедурой и оформляется отчетом или актом за подписью руководителя организации, производящей оценку. Этот документ может быть приобщен к делу в качестве письменного доказательства, но никак не в качестве заключения эксперта.

Экспертиза по делам об административных правонарушениях особенности и порядок назначения экспертизы

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

Следует отметить, что КоАП РФ не предусматривает вынесение инспектором ДПС определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Единственным процессуальным документом, предусмотренным КоАП РФ, является определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ).

Экспертиза в административном процессе

Законодатель также не конкретизирует субъекта, правомочного выносить определение о назначении судебной экспертизы в случае проведения административного расследования. По смыслу ст. 28.7 КоАП РФ очевидно: это может сделать должностное лицо, уполномоченное составить протокол об административном правонарушении, что не противоречит положению ст. 26.4 КоАП РФ. Однако решение о проведении административного расследования принимается и прокурором в виде постановления. Но прокурор, согласно ст. 26.4, не входит в число субъектов, правомочных назначить экспертизу. Такое право не предоставлено прокурору и ст. 25.11 КоАП РФ.

Так, по делу об административном правонарушении, приведшем к дорожно-транспортному происшествию, была назначена комплексная транспортно-трасологическая и дорожно-транспортная судебная экспертиза, на разрешение которой был вынесен вопрос о механизме дорожно-транспортного происшествия. В ходе исследования возникла необходимость анализа горючесмазочных материалов, следы которых были изъяты с проезжей части на месте происшествия. Выводы этого исследования, осуществленного экспертом, специализирующимся в экспертизе нефтепродуктов, послужили основанием для суждения о местонахождении транспортных средств после аварии и в совокупности с другими фактическими данными явились отправной точкой для суждений экспертов, производивших комплексную экспертизу. Вывод о механизме дорожно-транспортного происшествия был сделан и подписан экспертами трасологом и автотехником, а третий эксперт поставил свою подпись только под выводом, касающимся состава горючесмазочных материалов.

Читайте также:  В каком разделе госуслугах посмотреть очередь на молодую семью

Срок проведения экспертизы по административному делу

ФИО10 обратился в суд с жалобой на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего» target=»_blank»>12.24 КоАП РФ, указав, что постановление подлежит отмене и дело направлению на новое рассмотрение.

В резолютивной части определения приводится также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. Такими материалами являются объекты экспертного исследования, образцы, необходимые для проведения сравнительных исследований, протоколы и другие документы, содержащие сведения, необходимые эксперту для производства исследований и дачи заключения. Если на экспертизу представлены вещественные доказательства, то они должны быть внимательно осмотрены, сфотографированы либо зафиксированы иным способом, подробно описаны в протоколе об административном правонарушении (в ином предусмотренном Кодексом протоколе) и приобщены к делу. Определение должно содержать запись о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Экспертиза по делам об административных правонарушениях

Условно-свободными образцами являются образцы, возникшие после возбуждения дела, но не в связи с подготовкой материалов на экспертизу. В качестве подобных образцов могут использоваться, например, подписи лица, привлекаемого к административной ответственности, сделанные им в протоколе об административном правонарушении, протоколах об осуществлении мер обеспечения производства по делу.

Выводы экспертизы могут быть категорическими (положительными и отрицательными) и вероятными, т. е. предположительными. Часто причинами вероятных выводов могут быть нечеткие следы, недостаточное количество сравнительных материалов, неразработанность методики экспертного исследования. Заключение с категорическими выводами служит источником доказательств, а изложенные в нем фактические данные — доказательствами. Вероятное заключение не может быть таким источником, а лишь позволяет получить ориентирующую, поисковую информацию. Однако вероятные выводы ни в коем случае не должны игнорироваться судьей, органом или должностным лицом, осуществляющим производство по делу.

Экспертиза В Административном Производстве

До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно предоставить должностному лицу, осуществляющему производство по делу и назначающему экспертизу, необходимые образцы для сравнительного исследования.

Экспертиза по делу об административном правонарушении

Согласно ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы обязательное для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

Согласно ч. 5 ст. 26.4 КоАП РФ эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта, как установлено ч. 5 ст. 26.4 КоАП РФ, должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Виктор Юрьевич
Блогер, юрист. Жилищный юрист - отвечаю на вопросы ЖКХ.
Оцените автора
Бесплатная Юридическая Помощь на LAWgrupp.ru